РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ 1.1Цельи задачи воспитанияобучающихся.................................................... 4 1.2Направления воспитания…………………………………………………5 1.3Целевые ориентиры результатов воспитания........................................... 6 РАЗДЕЛ2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ................................................................ 19 2.1 Укладобщеобразовательнойорганизации.............................................. 19 2.2 Виды,формыи содержаниевоспитательной деятельности..................... 24 РАЗДЕЛ3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ............................................................ 38 3.1 Кадровоеобеспечение.............................................................................. 38 3.2 Нормативно-методическоеобеспечение.................................................. 40 3.3 Требованиякусловиямработысобучающимисясособыми образовательнымипотребностями................................................................ 41 3.4 Системапоощрениясоциальнойуспешностиипроявленийактивной жизненнойпозицииобучающихся................................................................. 43 3.5 Анализвоспитательногопроцесса............................................................ 45
УчастникамиобразовательныхотношенийМБОУ «СОШ №2 с. Катар-Юрт» (далее – Школа), являютсяпедагогическиеидругие работники, обучающиеся,ихродители(законныепредставители),представителииныхорганизаций,участвующие в реализации образовательного процесса в соответствиисзаконодательствомРоссийскойФедерации,локальнымиактамиШколы.
Родители(законныепредставители)несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное правона воспитание своих детей.
Содержание воспитания обучающихсяв Школе определяется содержанием российскихбазовых(гражданских,национальных)нормиценностей,которыезакреплены в Конституции Российской Федерации.
Эти ценности и нормыопределяютинвариантноесодержаниевоспитанияобучающихся.
Вариативныйкомпонентсодержаниявоспитанияобучающихсявключаетдуховно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народовРоссии.
Воспитательнаядеятельностьвшколе планируетсяиосуществляетсявсоответствиисприоритетамигосударственной политики в сфере воспитания, установленными в СтратегииразвитиявоспитаниявРоссийскойФедерациинапериоддо2025года(распоряжениеПравительстваРоссийскойФедерацииот29мая2015г.№ 996-р). Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитаниядетейявляетсяразвитиевысоконравственнойличности,разделяющейроссийскиетрадиционныедуховныеценности,обладающейактуальнымизнаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условияхсовременногообщества,готовойкмирномусозиданиюизащитеРодины.
Современныйроссийскийнациональныйвоспитательныйидеал—высоконравственный,творческий,компетентныйгражданинРоссии,принимающийсудьбуОтечествакаксвоюличную,осознающийответственностьзанастоящееибудущеестраны,укоренённыйвдуховныхикультурныхтрадицияхмногонациональногонародаРоссийскойФедерации.
В соответствиисэтимидеаломинормативнымиправовымиактамиРоссийской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихсяв школе: развитие личности, создание условийдля самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и нормповедениявинтересахчеловека,семьи,обществаигосударства,формированиеуобучающихсячувствапатриотизма,гражданственности,уважениякпамятизащитниковОтечестваиподвигамГероевОтечества,закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимногоуважения,бережногоотношенияккультурномунаследиюитрадицияммногонационального народа Российской Федерации, природе и окружающейсреде.
Задачивоспитанияобучающихсявшколе:
1. Усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей,традиций, которые выработало российское общество (социально значимыхзнаний).
2. Формирование и развитие личностных отношений к этим нормам,ценностям,традициям(ихосвоение,принятие).
3. Приобретениесоответствующегоэтимнормам,ценностям,традициямсоциокультурногоопытаповедения,общения,межличностныхисоциальныхотношений,примененияполученныхзнаний.
4. ДостижениеличностныхрезультатовосвоенияобщеобразовательныхпрограммвсоответствиисФГОС.
Личностныерезультатыосвоенияобучающимисяобщеобразовательныхпрограммвключаютосознаниеимироссийскойгражданскойидентичности,сформированностьунихценностейсамостоятельностииинициативы,готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностномусамоопределению,наличиемотивациикцеленаправленнойсоциальнозначимойдеятельности,сформированностьвнутреннейпозицииличностикакособогоценностногоотношенияксебе,окружающимлюдямижизнивцелом.
Воспитательнаядеятельностьвшколепланируетсяиосуществляетсянаосновеаксиологического,антропологического,культурно-исторического,системно-деятельностного,личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания:гуманистическойнаправленностивоспитания,совместнойдеятельностидетейивзрослых,следованиянравственномупримеру,безопасной жизнедеятельности,инклюзивности, возрастосообразности.
Программареализуетсявединствеучебнойивоспитательнойдеятельности школыпо основным направлениямвоспитаниявсоответствии сФГОС:
- гражданскоевоспитание—формированиероссийскойгражданскойидентичности,принадлежностикобщностигражданРоссийской Федерации, к народу России как источнику власти в Российскомгосударствеисубъектутысячелетнейроссийскойгосударственности,уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой иполитическойкультуры;
- патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю,Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческоепросвещение,формированиероссийскогонациональногоисторическогосознания,российской культурнойидентичности;
- духовно-нравственноевоспитание — воспитание на основедуховно-нравственнойкультурынародовРоссии,традиционныхрелигийнародовРоссии,формированиетрадиционныхроссийскихсемейныхценностей;воспитаниечестности,доброты,милосердия,сопереживания,справедливости,коллективизма,дружелюбияивзаимопомощи,уважениякстаршим,кпамятипредков,их вере икультурным традициям;
- эстетическое воспитание — формирование эстетической культурынаосновероссийскихтрадиционныхдуховныхценностей,приобщениеклучшим образцам отечественногои мировогоискусства;
- физическоевоспитание,формированиекультурыздоровогообраза жизни и эмоциональногоблагополучия — развитие физическихспособностейсучётомвозможностейисостоянияздоровья,навыковбезопасногоповедениявприроднойисоциальнойсреде,чрезвычайныхситуациях;
- трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся,результатамтруда(своегоидругихлюдей),ориентациянатрудовуюдеятельность, получениепрофессии, личностноесамовыражениевпродуктивном,нравственнодостойномтрудевроссийскомобществе,достижениевыдающихсярезультатоввпрофессиональнойдеятельности;
- экологическоевоспитание—формированиеэкологическойкультуры,ответственного,бережногоотношениякприроде,окружающейсреденаосновероссийскихтрадиционныхдуховныхценностей,навыковохраны,защиты,восстановленияприроды,окружающей среды;
- ценности научного познания — воспитание стремленияк познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний,качественного образования с учётом личностных интересов и общественныхпотребностей.
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования.
Гражданско-патриотическоевоспитание:
- Знающийи любящийсвоюмалуюродину, свойкрай,имеющий представлениеоРодине— России, еётерритории, расположении.
- СознающийпринадлежностьксвоемународуикобщностигражданРоссии,проявляющийуважениек своемуидругимнародам.
- Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родногокрая,своей Родины—России, Российского государства.
- Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России,своегорегиона),праздников,местпочитаниягероевизащитниковОтечества,проявляющийкнимуважение.
- Имеющийпервоначальныепредставленияоправахиответственностичеловекавобществе, гражданскихправахиобязанностях.
- Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, вдоступнойповозрастусоциальнозначимойдеятельности.
Духовно-нравственноевоспитание:
- Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейныеценностис учётомнациональной,религиознойпринадлежности.
- Сознающийценностькаждойчеловеческойжизни,признающийиндивидуальностьидостоинствокаждого человека.
- Доброжелательный,проявляющийсопереживание,готовностьоказыватьпомощь,выражающийнеприятиеповедения,причиняющегофизическийиморальныйвреддругимлюдям,уважающий старших.
- Умеющийоцениватьпоступкиспозицииихсоответствиянравственнымнормам, осознающийответственностьзасвоипоступки.
- Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространстваРоссии,имеющийпервоначальныенавыкиобщенияслюдьмиразныхнародов, вероисповеданий.
- Сознающийнравственнуюиэстетическуюценностьлитературы,родногоязыка, русскогоязыка,проявляющийинтерескчтению.
Эстетическоевоспитание:
- Способныйвосприниматьичувствоватьпрекрасноевбыту,природе,искусстве,творчествелюдей.
- Проявляющийинтересиуважениекотечественнойимировойхудожественнойкультуре.
- Проявляющийстремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности,искусстве.
Физическоевоспитание,формированиекультурыздоровьяиэмоциональногоблагополучия:
- Бережноотносящийсякфизическомуздоровью,соблюдающийосновныеправилаздоровогоибезопасногодлясебяидругихлюдейобразажизни,втомчислевинформационнойсреде.
- Владеющийосновныминавыкамиличнойиобщественнойгигиены,безопасногоповедениявбыту, природе, обществе.
- Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятияфизкультуройи спортом.
- Сознающийипринимающийсвоюполовуюпринадлежность,соответствующиеей психофизическиеиповеденческиеособенностисучётомвозраста.
Трудовоевоспитание
- Сознающийценностьтрудавжизничеловека,семьи,общества.
- Проявляющийуважениектруду,людямтруда,бережноеотношениекрезультатамтруда,ответственноепотребление.
- Проявляющийинтерескразнымпрофессиям.
- Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.
Экологическоевоспитание:
- Понимающийценностьприроды,зависимостьжизнилюдейотприроды,влияниелюдейнаприроду,окружающую среду.
- Проявляющийлюбовьибережноеотношениекприроде,неприятиедействий,приносящихвред природе,особенно живымсуществам.
- Выражающийготовностьвсвоейдеятельностипридерживатьсяэкологическихнорм.
Ценностинаучногопознания:
- Выражающийпознавательныеинтересы,активность,любознательностьисамостоятельностьвпознании,интересиуважениекнаучнымзнаниям,науке.
- Обладающийпервоначальнымипредставлениямиоприродныхисоциальныхобъектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы,онауке, научномзнании.
- Имеющийпервоначальныенавыкинаблюдений,систематизациииосмысленияопыта вестественнонаучнойигуманитарнойобластяхзнания.
Целевыеориентирырезультатоввоспитаниянауровнеосновногообщегообразования.
Гражданскоевоспитание:
- Знающийипринимающийсвоюроссийскуюгражданскуюпринадлежность(идентичность)вполикультурном,многонациональномимногоконфессиональномроссийскомобществе,вмировомсообществе.
- Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России,тысячелетнейисториироссийскойгосударственностинаосновеисторическогопросвещения,российского национальногоисторического сознания.
- Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам.ПроявляющийготовностьквыполнениюобязанностейгражданинаРоссии, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законныхинтересовдругихлюдей.
- Выражающийнеприятиелюбойдискриминацииграждан,проявленийэкстремизма,терроризма,коррупциивобществе.
- Принимающийучастиевжизникласса,общеобразовательнойорганизации,втом числе самоуправлении, ориентированный на участие всоциально значимойдеятельности,втом числегуманитарной.
Патриотическоевоспитание:
- Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ,еготрадиции, культуру.
- Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и другихнародовРоссии,символам,праздникам,памятникам,традициямнародов,проживающихвродной стране.
- Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края,своегонарода, другихнародов России.
- Знающий иуважающий достижения нашей Родины— России в науке, искусстве,спорте,технологиях,боевыеподвигиитрудовыедостижения,героевизащитниковОтечествавпрошлом и современности.
- Принимающийучастиевмероприятияхпатриотическойнаправленности.
Духовно-нравственноевоспитание:
- Знающийиуважающийдуховно-нравственнуюкультурусвоегонарода,ориентированныйнадуховныеценностиинравственныенормынародовРоссии,российскогообществавситуацияхнравственноговыбора(сучётомнациональной,религиознойпринадлежности).
- Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступкидругих людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей инормсучётомосознания последствийпоступков.
- Выражающийнеприятиеантигуманныхиасоциальныхпоступков,поведения,противоречащихтрадиционнымвРоссиидуховно-нравственнымнормамиценностям.
- Сознающий соотношение свободы и ответственности личности в условияхиндивидуальногоиобщественногопространства,значениеиценностьмежнационального,межрелигиозногосогласиялюдей,народоввРоссии,умеющийобщатьсяслюдьмиразныхнародов,вероисповеданий.
- Проявляющийуважениекстаршим,кроссийскимтрадиционнымсемейнымценностям,институтубракакаксоюзумужчиныиженщиныдлясозданиясемьи,рожденияи воспитаниядетей.
- Проявляющийинтерескчтению,кродномуязыку,русскомуязыкуилитературекак частидуховнойкультурысвоегонарода,российскогообщества.
Эстетическоевоспитание:
- Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народныхтрадицийинародного творчествавискусстве.
- Проявляющийэмоционально-чувственнуювосприимчивостькразнымвидамискусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния наповедениелюдей.
- Сознающийрольхудожественнойкультурыкаксредствакоммуникацииисамовыражениявсовременномобществе,значениенравственныхнорм,ценностей,традицийвискусстве.
- Ориентированныйнасамовыражениевразныхвидахискусства,вхудожественномтворчестве.
Физическоевоспитание,формированиекультурыздоровьяиэмоциональногоблагополучия:
- Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий всохраненииздоровья,знающийисоблюдающийправилабезопасности,безопасногоповедения,втом числевинформационной среде.
- Выражающийустановку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдениегигиеническихправил,сбалансированныйрежимзанятийиотдыха,регулярнуюфизическуюактивность).
- Проявляющийнеприятиевредныхпривычек(курения,употребленияалкоголя,наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда дляфизическогои психического здоровья.
- Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей),стремящийсяуправлятьсобственнымэмоциональнымсостоянием.
- Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным и природнымусловиям,стрессовымситуациям.
Трудовоевоспитание:
- Уважающийтруд,результатысвоеготруда,трудадругихлюдей.
- Проявляющийинтерескпрактическомуизучениюпрофессийитрударазличногорода,втом численаосновепримененияпредметныхзнаний.
- Сознающийважностьтрудолюбия,обучениятруду,накоплениянавыковтрудовойдеятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации вроссийскомобществе.
- Участвующийврешениипрактическихтрудовыхдел,задач(всемье,общеобразовательнойорганизации,своейместности)технологическойисоциальнойнаправленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнятьтакогорода деятельность.
- Выражающийготовностькосознанномувыборуипостроениюиндивидуальной траекторииобразованияижизненныхплановсучётомличныхиобщественных интересов,потребностей.
Экологическоевоспитание:
- Понимающийзначениеиглобальныйхарактерэкологическихпроблем,путейихрешения,значениеэкологической культурычеловека, общества.
- Сознающийсвоюответственностькакгражданинаипотребителявусловияхвзаимосвязиприродной, технологическойи социальнойсред.
- Выражающийактивноенеприятиедействий,приносящихвредприроде.
- Ориентированныйнаприменениезнанийестественныхисоциальныхнаукдлярешения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки ихвозможныхпоследствий для окружающей среды.
- Участвующийв практической деятельности экологической, природоохраннойнаправленности.
Ценностинаучногопознания:
- Выражающийпознавательныеинтересывразныхпредметныхобластяхсучётоминдивидуальных интересов, способностей,достижений.
- Ориентированныйвдеятельностинасистемунаучныхпредставленийозакономерностяхразвитиячеловека,природыиобщества,взаимосвязяхчеловекасприроднойи социальной средой.
- Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знанийо мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровойсреде).
- Демонстрирующийнавыкинаблюдений,накопленияфактов,осмысленияопытавестественнонаучнойигуманитарнойобластяхпознания,исследовательскойдеятельности.
Целевыеориентирырезультатоввоспитаниянауровнесреднегообщегообразования.
Гражданскоевоспитание:
- Осознанновыражающийсвоюроссийскуюгражданскуюпринадлежность(идентичность)вполикультурном,многонациональномимногоконфессиональномроссийскомобществе,вмировомсообществе.
- СознающийсвоёединствоснародомРоссиикакисточникомвластиисубъектомтысячелетнейроссийскойгосударственности,сРоссийскимгосударством,ответственностьзаегоразвитиевнастоящемибудущемнаосновеисторическогопросвещения,сформированногороссийскогонациональногоисторическогосознания.
- Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаиватьсуверенитетидостоинствонародаРоссиииРоссийскогогосударства,сохранятьизащищатьисторическуюправду.
- Ориентированныйнаактивноегражданскоеучастиенаосновеуважениязаконаиправопорядка,прави свободсограждан.
- Осознанноидеятельновыражающийнеприятиелюбойдискриминациипосоциальным,национальным,расовым,религиознымпризнакам,проявлений экстремизма,терроризма,коррупции,антигосударственнойдеятельности.
- Обладающийопытомгражданскойсоциальнозначимойдеятельности(вученическомсамоуправлении,волонтёрскомдвижении,экологических,военно-патриотическихидр.объединениях,акциях,программах).
Патриотическоевоспитание:
- Выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность кроднойкультуре, любовьксвоемународу.
- СознающийпричастностькмногонациональномународуРоссийскойФедерации,РоссийскомуОтечеству, российскуюкультурнуюидентичность.
- ПроявляющийдеятельноеценностноеотношениекисторическомуикультурномунаследиюсвоегоидругихнародовРоссии,традициям,праздникам,памятникамнародов,проживающих вродной стране— России.
- Проявляющий уважение к соотечественникам, проживающим за рубежом, поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской культурнойидентичности.
Духовно-нравственноевоспитание:
- Проявляющийприверженностьтрадиционнымдуховно-нравственнымценностям,культуре народов России с учётом мировоззренческого, национального, религиозногосамоопределения.
- Действующийиоценивающийсвоёповедениеипоступки,поведениеипоступкидругих людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей инормсосознаниемпоследствийпоступков,деятельновыражающийнеприятиеантигуманныхиасоциальныхпоступков,поведения,противоречащихэтимценностям.
- Проявляющийуважениекжизниидостоинствукаждогочеловека,свободемировоззренческоговыбораисамоопределения,кпредставителямразличныхэтническихгрупп,религийнародовРоссии,ихнациональномудостоинствуирелигиознымчувствамсучётомсоблюденияконституционныхправисвободвсехграждан.
- Понимающийидеятельновыражающийценностьмежрелигиозного,межнациональногосогласиялюдей,народоввРоссии,способныйвестидиалогслюдьми разных национальностей, религиозной принадлежности, находить общие цели исотрудничатьдля ихдостижения.
- Ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских традиционныхсемейных ценностей; понимания брака как союза мужчины и женщины для созданиясемьи, рождения и воспитания в семье детей; неприятия насилия в семье,ухода отродительскойответственности.
- ОбладающийсформированнымипредставлениямиоценностиизначениивотечественнойимировойкультуреязыковилитературынародовРоссии,демонстрирующийустойчивыйинтерескчтениюкаксредствупознанияотечественной имировойдуховнойкультуры.
Эстетическоевоспитание:
- Выражающийпониманиеценностиотечественногоимировогоискусства, российскогои мирового художественного наследия.
- Проявляющийвосприимчивость кразнымвидамискусства,пониманиеэмоциональноговоздействияискусства,еговлияниянаповедениелюдей,умеющийкритическиоцениватьэтовлияние.
- Проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации исамовыражениявсовременномобществе,значениянравственныхнорм,ценностей,традицийвискусстве.
- Ориентированныйнаосознанноетворческоесамовыражение,реализациютворческих способностей в разных видах искусства с учётом российских традиционных духовных инравственных ценностей,наэстетическоеобустройствособственногобыта.
Физическоевоспитание,формированиекультурыздоровьяиэмоциональногоблагополучия:
- Понимающийивыражающийвпрактическойдеятельностиценностьжизни,здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своегоздоровьяиздоровья другихлюдей.
- Соблюдающийправилаличнойиобщественнойбезопасности,втомчислебезопасногоповедениявинформационной среде.
- Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическую активность), стремление кфизическому совершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий безопасный издоровыйобраз жизни.
- Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек (курения,употребленияалкоголя,наркотиков,любыхформзависимостей),деструктивногоповедениявобществеицифровойсреде,пониманиеихвредадляфизическогоипсихическогоздоровья.
- Демонстрирующийнавыкирефлексиисвоегосостояния(физического,эмоционального,психологического),состояниядругихлюдейсточкизрениябезопасности,сознательногоуправлениясвоимэмоциональнымсостоянием,развивающийспособностиадаптироватьсякстрессовымситуациямвобщении,вразныхколлективах,кменяющимсяусловиям(социальным,информационным, природным).
Трудовоевоспитание:
- Уважающийтруд,результатытруда,трудовыеипрофессиональныедостижениясвоихземляков,ихвкладвразвитиесвоегопоселения,края,страны,трудовыедостиженияроссийского народа.
- Проявляющийспособностьктворческомусозидательномусоциальнозначимомутрудувдоступныхповозрастусоциально-трудовыхролях,втомчислепредпринимательскойдеятельностив условиях самозанятостиилинаёмноготруда.
- Участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье,общеобразовательной организации, своей местности, в том числе оплачиваемом труде вканикулярныепериоды, с учётомсоблюдениязаконодательства.
- Выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования,кнепрерывномуобразованиювтечениежизникакусловиюуспешнойпрофессиональнойи общественной деятельности.
- Понимающийспецификутрудовойдеятельности,регулированиятрудовыхотношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информационномвысокотехнологическомобществе,готовыйучитьсяитрудитьсявсовременномобществе.
- Ориентированныйна осознанный выбор сферы трудовой, профессиональнойдеятельностивроссийскомобществес учётомличных жизненныхпланов, потребностейсвоейсемьи,общества.
Экологическоевоспитание:
- Демонстрирующийвповедениисформированностьэкологическойкультурынаосновепониманиявлияниясоциально-экономическихпроцессовнаприроду,втомчисленаглобальном уровне,ответственностьзадействиявприроднойсреде.
- Выражающийдеятельноенеприятиедействий,приносящихвредприроде.
- Применяющий знания естественных и социальных наук для разумного, бережливогоприродопользованиявбыту, общественномпространстве.
- Имеющийиразвивающийопытэкологическинаправленной,природоохранной, ресурсосберегающейдеятельности,участвующийвегоприобретениидругимилюдьми.
Ценностинаучногопознания:
- Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях сучётомсвоихинтересов, способностей, достижений.
- Обладающий представлением о современной научной картине мира, достиженияхнауки и техники, аргументированно выражающий понимание значения науки в жизнироссийскогообщества,обеспеченииегобезопасности,гуманитарном,социально-экономическомразвитии России.
- Демонстрирующийнавыкикритическогомышления,определениядостовернойнаучнойинформацииикритикиантинаучныхпредставлений.
- Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизациифактов,осмысленияопытавестественнонаучнойигуманитарнойобластяхпознания,исследовательскойдеятельности.
МБОУ «СОШ №2 с. Катар-Юрт» введено в эксплуатацию в 1977 году. Школа работает в две смены. Численность обучающихся 575 человек. Обучение ведется с по 11 класс по трем уровням образования: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование.
Миссия школы: «Стремление к высокому уровню самоорганизации и самореализации личности как части современного, быстроразвивающегося общества». Весь педагогический коллектив школы прикладывает силы к тому, чтобы наши обучающиеся и выпускники получили необходимые знания и умения необходимые современному человеку.
МБОУ «СОШ №2 с. Катар-Юрт» - сельская школа. Дети все коренной национальности, а также дети связаны родственными связями и знакомствами. Круг общения детей здесь обширен и само общение отличается детальным знанием окружающих людей. В таких условиях у детей значительно раньше формируется уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда, взаимопомощь. Наши педагоги знают личностные особенности, бытовые условия жизни друг друга, отношения в семьях, что способствуют установлению доброжелательных и доверительных отношений между педагогами, школьниками и их родителями. В таком коллективе интенсивнее идет процесс установления самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей, учитываем особенности сельской школы. В процессе воспитания сотрудничаем с Домами культуры с. Катар-Юрт, сельской администрацией, сельской библиотекой.
В школе функционируют отряды волонтеров-медиков «Горячие сердца», Дружина юного пожарного, отряд ЮИД «Светофор», юнармейский отряд «Лидер».
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие: - ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов; - коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников; - создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); - ориентирование педагогов школы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; - являясь ключевой фигурой воспитания в школе классные руководители, реализующего по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую функции.
Источниками, оказывающими положительное влияние на воспитательный процесс в школе, являются педагоги:
- Сплоченный педагогический коллектив, способный замотивировать учащихся на высокие достижения в учебной, спортивной, творческой и социальной деятельностях;
- Педагог-психолог, обеспечивающий педагогическую поддержку особым категориям обучающихся;
- педагог-организатор, использующий в работе с учащимися современные формы и виды деятельности, собственным примером демонстрирующие активную гражданскую позицию.
Процесс воспитания в школе основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:
– принцип уважения к личности ребенка, веры в способности и возможности любого ребенка к совершенствованию;
– принцип доверия обучающимся при принятии решений, реализации дел, отнесенных к их зоне ответственности;
– принцип гуманизации межличностных отношений, недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости;
– принцип взаимоуважения и сотрудничества взрослых и детей;
– принцип соблюдения прав и защиты интересов обучающихся;
– принцип учета интересов, запросов и мнения обучающихся, родителей при принятии управленческих решений.
Наиболее значимые традиционные дела, события, мероприятия, составляющие основу воспитательнойсистемышколы:
- Акции, посвящённые значимым датам страны.
- Ритуалы посвящения в первоклассники, пятиклассники, старшеклассники.
- Мероприятия с использованием интерактивных локаций и тематических активностей: «Неделя толерантности», «Неделя профориентации», «Неделя позитива», «Неделя российской науки», «Декада «Мы – за ЗОЖ!»», «Марафон добрых дел».
- КТД «Новогодняя сказка».
- День школьного самоуправления (проф. пробы).
- Осенняя ярмарка и Мисс Осень
- Фестиваль патриотической песни «Этих дней не смолкнет слава!».
- Праздник «Прощание с начальной школой».
- Праздники Последнего звонка.
- Фестиваль «Созвездие талантов».
- Торжественная церемония вручения аттестатов.
- Спортивные мероприятия в рамках деятельности школьного спортивного клуба.
Школа участвует в следующих значимых проектах и программах, включённых всистемувоспитательнойдеятельности:
- Федеральный профориентационный проект «Билет в будущее».
- Федеральный проект «Пушкинская карта».
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка».
2.2.1. Основныешкольныедела
Реализациявоспитательногопотенциалаосновныхшкольныхделпредусматривает:
- общешкольныемногодневные тематические мероприятия, направленные на формирование личностных результатов обучающихся: Неделя толерантности, Марафон добрых дел, Неделя профориентации, Декада «Мы за ЗОЖ!», Неделя позитива, КТД «Новогодний переполох» и др.;
- ежегодныемероприятия,связанные с общероссийскими, региональными, муниципальными праздниками, памятнымидатами,вкоторыхучаствуютвсеклассы: мероприятия в рамках календаря знаменательных дат;
- участие во всероссийских акциях, проектах, посвящённых значимым событиям в России,мире: акции «Блокадный хлеб», «Диктант Победы», «Свеча памяти», «Час Земли», «Сад памяти» и др.);
- торжественные мероприятия, связанные с завершением образования,переходомнаследующийуровеньобразования: Последний звонок, церемония вручения аттестатов, праздник «Прощание с начальной школой»;
- мероприятия,символизирующиеприобретениеновыхсоциальныхстатусоввобщеобразовательнойорганизации,обществе: ритуалы посвящения в первоклассники, пятиклассники, старшеклассники;
- церемониинаграждения(поитогамучебногопериода,года)обучающихсяипедагоговзаучастиевжизниобщеобразовательнойорганизации, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах.
- федеральные, региональные и муниципальные проекты, направленные на достижение целевых ориентиров воспитания: проекты «Пушкинская карта», «Билет в будущее», «Успех каждого ребенка», конкурс «Большая перемена» и др.
- мероприятияблаготворительной,экологической,патриотической,трудовойи другихнаправленностей: тематические викторины, квесты, квизы, флешмобы; акции по благоустройству и оформлению школьной территории, фестиваль «Этих дней не смолкнет слава!», фестиваль талантов, выставки рисунков и фотографий, оформление тематических экспозиций и др.
- через формирование творческих групп как на уровне класса, так и на уровне школы вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные делавразныхролях(сценаристов,постановщиков,исполнителей,корреспондентов,ведущих,оформителей,музыкальныхредакторов,ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и встречу гостейи т. д.), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения,анализаобщешкольныхдел;
- наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки,проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениямисобучающимисяразных возрастов,спедагогамиидругимивзрослыми с последующей корректировкой организации взаимодействия с обучающимися.
2.2.2. Классноеруководство
Реализация воспитательного потенциала классного руководства какдеятельностипедагогическихработников,осуществляющихклассноеруководствовкачествеособоговидапедагогическойдеятельности,направленной,впервуюочередь,нарешениезадачвоспитанияисоциализацииобучающихся,предусматривает:
- планирование и проведение классных часов/мероприятий целевой воспитательной,тематическойнаправленности (не реже 1 раза в неделю);
- еженедельное проведение информационно-просветительских занятий «Разговоры о важном» (в рамках внеурочной деятельности);
- инициирование и поддержку участия класса в общешкольных делах,мероприятиях,оказаниенеобходимойпомощиобучающимсявихподготовке,проведении и анализе;
- организациюинтересныхиполезныхдляличностногоразвитияобучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся сразнымипотребностями,способностями,даватьвозможностидлясамореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, статьдлянихзначимымвзрослым,задающимобразцыповедения;
- сплочениеколлективаклассачерезигрыитренингинакомандообразование (с возможным привлечением педагога-психолога),внеучебныеивнешкольныемероприятия,походы,экскурсии,празднованияднейрожденияобучающихся,классныевечера;
- выработкусовместнособучающимисяКодекса класса;
- ознакомление и контроль соблюдения Правил внутреннего распорядка для обучающихся Школы;
- изучение особенностейличностного развития обучающихся путёмнаблюдения за их поведением в специально создаваемых педагогическихситуациях,виграх,беседахпонравственнымпроблемам;результатынаблюдениясверяютсясрезультатамибеседсродителями,учителями,атакже(при необходимости)сошкольнымпсихологом;
- доверительноеобщениеиподдержкуобучающихсяврешениипроблем(налаживаниевзаимоотношенийсодноклассниками, родителямиилипедагогами,успеваемостьит. д.),совместныйпоискрешенийпроблем,коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально ивместес ихродителями,с другимиобучающимисякласса;
- индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личныхпортфолио,вкоторыхонификсируютсвоиучебные,творческие,спортивные,личностныедостижения (по желанию);
- регулярныеконсультациисучителями-предметниками,направленныенаформированиеединстватребованийповопросамвоспитанияиобучения,предупреждениеи/илиразрешениеконфликтовмеждуучителямииобучающимися;
- инициирование / проведениемини-педсоветовдлярешенияконкретныхпроблемкласса,интеграциивоспитательныхвлиянийпедагоговнаобучающихся,привлечениеучителей-предметников к участию в классных делах, дающихимвозможностьлучшеузнаватьипониматьобучающихся,общаясьинаблюдаяихвовнеучебнойобстановке,участвоватьвродительскихсобраниях класса;
- организациюипроведениерегулярныхродительскихсобраний (не реже 1 раза в четверть),информированиеродителейобуспехахипроблемахобучающихся,ихположениивклассе,жизниклассавцелом,помощьродителямиинымчленамсемьи вотношенияхс учителями,администрацией;
- регулярное информирование родителей по вопросам ответственности за воспитание детей, обеспечения безопасности, соблюдения правил дорожной безопасности, правил пожарной безопасности и др. через классные чаты в мессенджерах;
- созданиеиорганизациюработыродительскогоактива класса, участвующеговрешениивопросоввоспитанияиобучениявклассе, Школе;
- привлечениеродителей(законныхпредставителей),членовсемейобучающихсякорганизацииипроведениювоспитательныхдел,мероприятийвклассеи Школе;
- организацию участия родителей (законных представителей) в общешкольных родительских собраниях, конференциях по актуальным темам воспитания и обучения;
- проведениевклассепраздников,конкурсов,соревнованийит.п.
2.2.3. Урочнаядеятельность
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает ориентацию на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями учащихся и обеспечивает:
- использование воспитательных возможностей предметного содержания через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, музыки для прослушивания, тем для рисования, проблемных ситуаций для обсуждения, а также ситуаций, предполагающих ценностный выбор;
- создание позитивных и конструктивных отношений между учителем и учениками через похвалу, выделение сильных сторон ученика, организацию совместной творческой деятельности; установление сотруднических отношений в продуктивной деятельности, использование мотивирующего потенциала юмора, обращение к личному опыту учащихся, проявление внимания к ученикам, требующим такого внимания;
- побуждениеобучающихсясоблюдатьправила внутреннего распорядка,нормыповедения,правилаобщениясосверстникамиипедагогами,соответствующиеукладуШколы,установлениеиподдержкудоброжелательнойатмосферычерез закрепление за каждым учащимся своего места, использование привлекательных для детей традиций, демонстрацию собственного примера;
- организациюшефствамотивированныхиэрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особымиобразовательнымипотребностями,дающегообучающимсясоциальнозначимыйопытсотрудничестваивзаимной помощи;
- инициированиеиподдержкуисследовательскойдеятельности обучающихсявформеиндивидуальныхигрупповыхпроектов;
- включениеучителямиврабочиепрограммыповсемучебнымпредметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, ихучётвформулировкахвоспитательныхзадачуроков,занятий,освоенияучебнойтематики,ихреализациювобучении;
- включениеучителямиврабочиепрограммыучебныхпредметов,курсов,модулейтематикивсоответствиискалендарнымпланомвоспитательнойработы;
- выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательноевоздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью изадачамивоспитания,целевымиориентирамирезультатоввоспитания;реализациюприоритетавоспитаниявучебной деятельности;
- привлечениевниманияобучающихсякценностномуаспектуизучаемыхнаурокахпредметов,явленийисобытий,инициированиеобсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностногоотношенияк изучаемым событиям,явлениям,лицам;
- применение интерактивных форм учебной работы – интеллектуальных,стимулирующихпознавательнуюмотивацию,игровыхметодик,дискуссий,дающихвозможностьприобрестиопытведенияконструктивногодиалога;групповойработы,котораяучитстроитьотношения и действовать в команде, способствует развитию критическогомышления.
2.2.4. Внеурочнаядеятельность
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности вцеляхобеспеченияиндивидуальныхпотребностейобучающихсяосуществляетсяврамкахвыбранныхобучающимисякурсов,занятий, дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:
Уровень начального общего образования:
Уровень основного общего образования:
Уровень среднего общего образования:
2.2.5. Взаимодействиесродителями(законнымипредставителями)
Реализация воспитательногопотенциалавзаимодействия с родителями(законнымипредставителями)обучающихся предусматривает:
- созданиеидеятельностьвШколе и классахпредставительныхоргановродительскогосообщества(Родительский комитет, родительские активы классных коллективов),участвующихв обсуждениии решениивопросов воспитанияи обучения;
- деятельностьпредставителейродительскогосообществавкомиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (делегаты от Родительского комитета);
- тематическиеродительскиесобраниявклассах согласно утвержденной циклограмме,общешкольныеродительскиесобранияповопросамвоспитания,взаимоотношенийобучающихсяи педагогов,условийобученияи воспитания, либо направленные на обсуждение актуальных вопросов, решение острых школьных проблем;
- организацию участия родителей в вебинарах, Всероссийских родительских уроках, собраниях на актуальные для родителей темы;
- Дни открытых дверей,вкоторыеродители(законныепредставители)могутпосещатьурокии внеурочные занятия;
- общешкольные родительские собрания, где подводятся итоги работы Школы за учебный год, обсуждаются проблемы и пути их решения; презентационные площадки, где представляются различные направления работы Школы, в том числе дополнительноеобразование;
- информирование родителей (законных представителей) о жизни школы, актуальных вопросах воспитания, ответственности за воспитание через -сообщество Школы в социальной сети,чаты в мессенджерах;
- обсуждение в классных мессенджерах с участием педагогаинтересующихродителейвопросов,согласованиесовместнойдеятельности;
- участиеродителейвпсихолого-педагогическихконсилиумахвслучаях,предусмотренныхПоложениемопсихолого-педагогическомконсилиумеШколывсоответствииспорядкомпривлеченияродителей(законныхпредставителей);
- привлечение родителей (законных представителей) к подготовке ипроведениюклассныхиобщешкольныхмероприятий;
- участие в деятельности Родительского патруля (профилактика ДДТТ) – в течение первой недели после каникул, комиссии родительского контроля организации и качества питания обучающихся (еженедельно);
- организацию встреч по запросу родителей с педагогом-психологом, социальным педагогом; проведение индивидуальных консультаций для родителей с целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей;
- приналичиисредиобучающихсядетей-сирот,оставшихсябезпопеченияродителей,приёмныхдетейцелевоевзаимодействиесихзаконнымипредставителями.
2.2.6. Самоуправление
РеализациявоспитательногопотенциалаученическогосамоуправлениявШколепредусматривает:
- организацию и деятельность органов классного самоуправления, Школьного парламента, избранныхобучающимися в процессе классных деловых игр, а также школьных выборах Президента школы;
- представлениеШкольным парламентоминтересовобучающихсявпроцессеуправленияШколой, формирования её уклада;
- защиту Школьным парламентом законных интересовиправобучающихся;
- участиеШкольного парламентавразработке,обсуждениииреализациирабочейпрограммывоспитания,календарного планавоспитательнойработы;
- участиеШкольного парламентавповедении самоанализавоспитательнойдеятельностивШколе;
- осуществление Школьным парламентом работы по соблюдениюобучающимися Правил внутреннего распорядка обучающихся Школы;
- работу Совета старост;
- реализацию/развитие деятельности Российского движения школьников.
2.2.7. Профориентация
РеализациявоспитательногопотенциалапрофориентационнойработыШколыпредусматривает:
- проведениепрофориентационныхклассных часов и психологических занятий,направленныхнаподготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
- профориентационныеигры(симуляции,деловыеигры,квесты,кейсы),расширяющиезнанияопрофессиях,способахвыборапрофессий,особенностях,условиях разнойпрофессиональнойдеятельности;
- экскурсиинапредприятия,ворганизации,дающиеначальныепредставленияо существующих профессиях иусловиях работы;
- посещениепрофориентационныхвыставок,ярмарокпрофессий,лагерей, дней открытых дверей ворганизациях профессионального,высшегообразования;
- совместноеспедагогамиизучениеобучающимисяинтернет-ресурсов,посвящённыхвыборупрофессий,прохождениепрофориентационногоонлайн-тестирования,онлайн-курсовпоинтересующимпрофессияминаправлениямпрофессиональногообразования;
- участиевработевсероссийскихпрофориентационныхпроектов: «Билет в будущее», «Шоу профессий»;
- индивидуальное консультирование педагогом-психологом обучающихся и ихродителей(законныхпредставителей)повопросамсклонностей,способностей, иных индивидуальных особенностей обучающихся, которыемогутиметьзначениеввыборе имибудущей профессии;
- освоениеобучающимисяосновпрофессииврамкахразличныхкурсовповыбору,включённыхвобязательнуючастьобразовательнойпрограммы,врамкахкомпонентаобучастникахобразовательныхотношений,внеурочнойдеятельностииливрамкахдополнительногообразования;
- участие в работе мобильного технопарка «Кванториум»;
- оформление тематических стендов;
- участие в программе « Волонтеры-медики».
2.2.8. Профилактикаибезопасность
Реализациявоспитательногопотенциалапрофилактическойдеятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортнойсредывШколепредусматривает:
- участие во Всероссийских неделях и акциях безопасности;
- мероприятия в рамках декад безопасности дорожного движения;
- организацию участия обучающихся в социально-психологическом тестировании;
- мероприятия в рамках деятельности социально-психологической службы, школьной службы медиации;
- создание в Школе эффективной профилактической средыобеспечениябезопасностижизнедеятельностикакусловияуспешнойвоспитательнойдеятельности;
- профилактические мероприятия с участием сотрудников ПДН ОУУП и ПДН ОМВД России по Ачхой-Мартановскому району;
- индивидуальную работу с обучающимися и их родителями (законными представителями) в рамках работы Совета профилактики;
- инструктажи обучающихся (согласно утвержденного плана), письменное информирование родителей об ответственности за безопасность и здоровье детей в каникулярное время, а также ситуациях, связанных с риском для здоровья и безопасности обучающихся;
- тематические классные часы и родительские собрания по вопросам профилактики деструктивного поведения, правонарушений несовершенн-летних (согласно планам ВР классных руководителей);
- проведениеисследований,мониторингарисковбезопасностииресурсов повышения безопасности, в том числе с использованием онлайн-сервисов;
- психолого-педагогическоесопровождениегрупприскаобучающихсяпоразнымнаправлениям(агрессивноеповедение,зависимости, суицидальное поведение идр.);
- индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с обучающимися групп риска, консультаций с их родителями (законными представителями), в т. ч. с привлечением специалистов учреждений системы профилактики;
- разработкуиреализациюпрофилактическихпрограмм,направленныхнаработукаксдевиантнымиобучающимися,такисихокружением; организациюмежведомственноговзаимодействия;
- профилактические занятия, направленные на формированиесоциальноодобряемогоповедения,развитиенавыковсаморефлексии,самоконтроля,устойчивостикнегативнымвоздействиям,групповомудавлению;
- включение обучающихся в деятельность, альтернативнуюдевиантномуповедению, а также в различные профилактические программы(антинаркотические,антиалкогольные,противкурения;безопасностьвцифровойсреде;профилактикавовлечениявдеструктивныегруппывсоциальныхсетях,деструктивныемолодёжные,религиозныеобъединения,культы,субкультуры;безопасностьдорожногодвижения;безопасностьнаводе,безопасностьнатранспорте;противопожарнаябезопасность;гражданскаяоборона;антитеррористическая,антиэкстремистскаябезопасностьит.д.);
- профилактику правонарушений, девиаций посредством организациидеятельности,альтернативнойдевиантномуповедению—познания(путешествия),испытаниясебя(походы,спорт),значимогообщения,творчества,деятельности(втомчислепрофессиональной,религиозно-духовной,благотворительной,художественнойи др.);
- предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность вслучаяхпоявления,расширения,влияниявШколемаргинальныхгруппобучающихся(оставившихобучение,криминальнойнаправленности,с агрессивнымповедениеми др.);
- мониторинг деструктивных проявлений обучающихся, включающий мониторинг страниц обучающихся в социальной сети ВКонтакте (ежемесячно);
- включение обучающихся в социально-одобряемую деятельность во внеурочное время, в т. ч. – в занятия объединений дополнительного образования;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) в целях профилактики расширения групп семей обучающихся, требующихспециальнойпсихолого-педагогическойподдержкиисопровождения(слабоуспевающие,социальнозапущенные,социальнонеадаптированныедети-мигранты,обучающиеся с ОВЗи т.д.).
2.2.9. Внешкольныемероприятия
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятийпредусматривает:
- общиевнешкольныемероприятия,втомчислеорганизуемыесовместноссоциальнымипартнёрамиШколы;
- внешкольныетематическиемероприятиявоспитательнойнаправленности,организуемыепедагогамипоизучаемымвШколе учебнымпредметам,курсам,модулям;
- походы выходного дня, экскурсии на предприятия республики; в ССУЗы и ВУЗы г. Грозного, с. Ачхой-Мартан; экскурсионные поездки в другие города и местности,организуемыевклассахкласснымируководителями,втомчислесовместносродителями(законнымипредставителями)обучающихсяспривлечениемихкпланированию, организации,проведению,оценкемероприятия;
- посещение учреждений культуры Чеченской Республики;
- выездныесобытия,включающиевсебякомплексколлективныхтворческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность,характеризующаясядоверительнымивзаимоотношениями,ответственнымотношениемкделу,атмосферойэмоционально-психологическогокомфорта.
2.2.10. Организацияпредметно-пространственнойсреды
Окружающая обучающегося предметно-эстетическая среда школы,
при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию обучающимся школы. Реализациявоспитательногопотенциалапредметно-пространственнойсредыв МБОУ «СОШ №2 с. Катар-Юрт»предусматриваетсовместнуюдеятельность педагогов, обучающихся, родителей и других участников образовательныхотношений по её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе:
- оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в общеобразовательную организацию государственной символикой Российской Федерации;
- организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации (еженедельно по понедельникам);
- размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ обучающихся, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего обучающихся с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т. п.);
- благоустройство классных кабинетов, классные руководителиосуществляют вместе с обучающимися своих классов, это позволяет обучающимся проявить фантазию и творческие способности, создает повод для длительного общения классного руководителя с обучающимися;
- совместная с обучающимися разработка, создание и популяризация особой символики (флаг, гимн, логотип школы), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни образовательной организации знаковых событий;
- регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков пришкольной территории (например, высадке культурных растений, закладке газонов, созданию инсталляций и иного декоративного оформления отведенных для детских проектов мест);
- деятельность коллективапоразработке иоформлениюпространствпроведениязначимыхсобытий,праздников,церемоний,торжественныхлинеек,творческихвечеров(событийный дизайн);
- оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, фотоотчёты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся и т. п.;
- подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга;
- поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в общеобразовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение территории при общеобразовательной организации;
- разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, и др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе общеобразовательной организации, актуальных вопросах профилактики и безопасности.
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
2.2.11. Социальноепартнёрство
Реализациявоспитательногопотенциаласоциальногопартнёрствапредусматривает:
- участиепредставителейорганизаций-партнёров,втомчислевсоответствиисдоговорамиосотрудничестве,впроведенииотдельныхмероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного планавоспитательнойработы(дниоткрытыхдверей,государственные,региональные,школьныепраздники,торжественныемероприятияит.п.);
- участиепредставителейорганизаций-партнёроввпроведенииотдельныхуроков,внеурочныхзанятий,внешкольныхмероприятийсоответствующейтематическойнаправленности;
- проведениенабазеорганизаций-партнёровотдельныхуроков,занятий,внешкольныхмероприятий,акцийвоспитательнойнаправленности;
- открытыедискуссионныеплощадки(детские,педагогические,родительские,совместные)спредставителямиорганизаций-партнёровдляобсуждений актуальных проблем, касающихся жизни общеобразовательнойорганизации,муниципального образования,региона,страны;
- социальныепроекты,совместноразрабатываемыеиреализуемыеобучающимися,педагогамисорганизациями-партнёрами благотворительной,экологической,патриотической,трудовойит. д.направленности,ориентированныенавоспитаниеобучающихся,преобразованиеокружающегосоциума,позитивноевоздействиенасоциальноеокружение.
Социальными партнерами МБОУ «СОШ №2 с. Катар-Юрт» являются:
ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
2.2.12.Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения
Региональным компонентом воспитания подрастающего поколения является «Единая Концепция духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики» (утв. главой Чеченской Республики Р.А.Кадыровым 05.10.2021г. № 177).
В Чеченской Республике ценностная шкала духовно-нравственного воспитания основана на трех постулатах – гражданственность (патриотизм), религиозные ценности и вайнахские адаты (обычаи и традиции народа).
Использование в воспитании детей ценностных ориентиров, сформированности религиозной и межнациональной терпимости, патриотизма и приоритета общечеловеческих ценностей преимущественно будет осуществляться в рамках следующих видов и форм деятельности:
• формирование гражданского общества на основе духовно-нравственных ценностей, гуманизма и патриотизма через проведение бесед, классных часов;
• воспитание подрастающего поколения на основе обычаев и традиций народов Чеченской Республики, примерах нравственных идеалов российской и мировой истории через проведение бесед, классных часов, тематических вечеров с приглашением родителей, представителей духовенства;
• популяризация традиционных духовных, нравственных и культурных ценностей через урочную и внеурочную деятельность;
• знакомство с историей и культурой родного края, народным творчеством, фольклором, особенностями быта чеченской семьи через проведение бесед, классных часов, тематических вечеров;
• знакомство с героическими страницами истории Чеченской Республики, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина через проведение бесед, классных часов, творческих конкурсов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко – патриотического содержания.
2.2.13. Школьные и социальные медиа
Медиа - это совместно создаваемые обучающимися и педагогами средства распространения текстовой, аудио и видео информации.
Цель медиа - развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации школьников. Воспитательный потенциал медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:
• разновозрастный редакционный совет детей и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через газету, социальные сети) наиболее интересных моментов жизни МБОУ «СОШ №2 с. Катар-Юрт», популяризация ключевых дел, объединений, деятельности органов самоуправления;
• медиацентр- созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки общих мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, акций и пр.;
• интернет-группа - разновозрастное сообщество детей и педагогов, поддерживающее интернет-сайт МБОУ «СОШ №2 с. Катар-Юрт» и соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения деятельности Школыв информационном пространстве, привлечения внимания общественности к МБОУ «СОШ №2 с. Катар-Юрт», информационного продвижения ее ценностей и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой школьники, педагогами и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы.
2.2.14. Детские общественные объединения и волонтерство
Действующее на базе МБОУ «СОШ №2 с. Катар-Юртдетское общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" (ст. 5).
Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через следующие виды и формы деятельности:
• утверждение и последовательная реализация в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;
• организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей МБОУ «СОШ №2 с. Катар-Юрт, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других (посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям; совместная работа с учреждениями социальной сферы (проведение культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т.п.));
• организацию общественно полезных дел, дающих школьникам возможность получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям, своей организации, обществу в целом; развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;
• договор, заключаемый между ребенком и детским общественным объединением, традиционной формой которого является торжественное обещание (клятва) при вступлении в объединение;
• рекрутинговые мероприятия, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников (в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);
• поддержка и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в соцсетях, организации деятельности пресс-центра детского объединения, проведения традиционных огоньков – формы коллективного анализа проводимых детским объединением дел);
• участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом (через разовые акции или постоянную деятельность школьников);
• участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может быть как участием школьников в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью школьников. 0
2.2.15. Школьные спортивные клубы
Школьный спортивный клуб — добровольное общественное объединение учителей, обучающихся и их родителей, способствующая развитию физической культуры, спорта и туризма в школе.
Клуб создаётся с целью организации и проведения спортивно-массовой работы в образовательном учреждении и призван способствовать укреплению здоровья детей и подростков, повышению их работоспособности, готовности к защите Родины, формированию у них высоких нравственных качеств, с целью профилактики таких асоциальных проявлений в детской и подростковой среде, как наркомания, курение, алкоголизм.
Основными направлениями являются:
• обеспечение систематического посещения обучающихся 1-11 классов школы;
• организация и проведение массовых физкультурно–оздоровительных и спортивных мероприятий, дней здоровья в школе;
• проведение внутришкольных соревнований, товарищеских спортивных встреч между классами, спортивными командами и другими школами согласно календарю спортивно-массовых мероприятий на учебный год;
• награждение грамотами, дипломами лучших спортсменов, команд – победителей в школьных соревнованиях по видам спорта;
• поощрение лучших спортсменов и активистов клуба;
• проведение широкой пропаганды физической культуры и спорта в школе;
• расширение и укрепление материально-технической базы школы (оборудование школьных спортивных сооружений и уход за ними, ремонт спортивного инвентаря);
• формирование сборных команд образовательного учреждения для участия в соревнованиях более высокого ранга (районные и областные соревнования).
• информационное обеспечение спортивной жизни школы через сменные информационные стенды, СМИ;
• укрепление и сохранение здоровья обучающихся при помощи регулярных занятий в спортивных кружках и секциях, участие в оздоровительных мероприятиях, спортивных конкурсах и проектах;
• организация здорового досуга обучающихся;
• организация постоянно действующих спортивных секций и групп общей физической подготовки для учащихся.
РАЗДЕЛ3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Реализацию рабочей программы воспитания обеспечивают следующие педагогические работники образовательной организации:
Воспитательная деятельность в Школе регламентируется следующими локальными актами:
– Положение о классном руководстве.
– Положение о социально-психологической службе.
– Положение о совете профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
– Положение оРодительском совете.
– Положение о Школьном парламенте.
– Положение об использовании государственных символов.
– Положение о ВСОКО.
– Положение о мерах социальной поддержки обучающихся.
– Положение о поощрениях и взысканиях.
– Положение о комиссии по урегулированию споров.
– Положение о физкультурно-спортивном клубе.
– Положение о внешнем виде учащихся.
– Положение о постановке детей и семей на ВШУ.
– Положение о Школьной службе медиации.
– Образовательная программа дополнительного образования.
– Календарные планы воспитательной работы по уровням образования.
– Планы воспитательной работы классных руководителей.
– План работы социально-психологической службы.
Ввоспитательнойработескатегориямиобучающихся,имеющихособые образовательные потребности: обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ,одарённых,сотклоняющимсяповедением,созданыособыеусловия:
Особымизадачамивоспитанияобучающихсясособымиобразовательнымипотребностями являются:
- налаживаниеэмоционально-положительноговзаимодействиясокружающимидляихуспешнойсоциальнойадаптациииинтеграциивШколе;
- формирование доброжелательного отношения к обучающимся и ихсемьямсо сторонывсехучастниковобразовательных отношений;
- построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальныхособенностейи возможностейкаждогообучающегося;
- обеспечениепсихолого-педагогическойподдержкисемейобучающихся,содействиеповышениюуровняихпедагогической,психологической,медико-социальной компетентности.
Приорганизациивоспитанияобучающихсясособымиобразовательнымипотребностямипедагогический коллектив ориентируетсяна:
– формированиеличностиребёнкасособымиобразовательнымипотребностямисиспользованиемадекватныхвозрастуифизическомуи(или)психическомусостояниюметодоввоспитания;
– создание оптимальных условий совместного воспитания и обученияобучающихсясособымиобразовательнымипотребностямииихсверстников,сиспользованиемадекватныхвспомогательныхсредствипедагогическихприёмов,организациейсовместныхформработыклассных руководителей,педагогов-психологов, социальных педагогов,учителей-логопедов,учителей-дефектологов, педагогов дополнительного образования;
– личностно-ориентированныйподходворганизациивсехвидовдеятельности обучающихсясособымиобразовательнымипотребностями.
Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции школьников МБОУ «СОШ № 2 с. Катар- Юрт» решает следующие воспитательные задачи:
• формирование у школьников активной жизненной позиции;
• вовлечение школьников в совместную деятельность и активное участие в ней.
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах:
-публичности, открытости поощрений - информирование всех обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся;
-соответствия артефактов и процедур награждения укладу Школы, качеству воспитывающей среды, символике Школы;
- прозрачности правил поощрения - соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур;
- регулирование частоты награждений – награждения по результатам конкурсов проводятся один раз в год по уровням образования;
- сочетания индивидуального и коллективного поощрения - использование индивидуальных и коллективных наград даёт возможность стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награды;
- привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учётом наличия ученического самоуправления), сторонних организаций, их статусных представителей.
Формы поощрений социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся МБОУ «СОШ № 2 с. Катар- Юрт»:
• объявление благодарности;
• награждение грамотой;
• вручение сертификатов и дипломов;
Информирование родителей (законных представителей) о поощрении ребенка Школа осуществляет посредством направления благодарственного письма.
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами ожидаемых результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования, установленных соответствующими ФГОС.
Основным методом анализа воспитательного процесса в школе является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения, с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
-взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
- приоритет анализа сущностных сторон воспитания. Ориентирует на изучение, прежде всего, не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада школы, качество воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогами, обучающимися и родителями (законными представителями);
- развивающий характер осуществляемого анализа. Ориентирует на использование результатов анализа для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнерами);
- распределённая ответственность за результаты личностного развития обучающихся. Ориентирует на понимание того, что личностное развитие обучающихся — это результат как организованного социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и их стихийной социализации и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по воспитательной работе с последующим на педагогическом совете. Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на вопросах:
- какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год?
- какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему?
- какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу?
2. Состояние организуемой совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся, актива совета обучающихся. Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, представителями совета обучающихся. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей или педагогическом совете. Внимание сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством:
- проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
- деятельности классных руководителей и их классов;
- реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;
- организуемой внеурочной деятельности обучающихся;
- внешкольных мероприятий;
- создания и поддержки предметно-пространственной среды;
- взаимодействия с родительским сообществом;
- деятельности ученического самоуправления;
- деятельности по профилактике и безопасности;
- реализации потенциала социального партнерства;
- деятельности по профориентации обучающихся;
- действующих в школе детских общественных объединений;
- работы школьных медиа;
- добровольческой деятельности обучающихся;
- работы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, которая реализуется через проведение профилактических бесед на нравственную тематику, встречи с представителями духовенства, мероприятия;
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчета, составляемого заместителем директора по воспитательной работе в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом или иным коллегиальным органом управления в школе.
Результатом самоанализа воспитательной работы МБОУ «СОШ №» с. Катар-Юрт» будет ряд выявленных проблем, которые не удалось решить педагогическому коллективу школы в 2021/22 учебном году. Эти проблемы следует учесть при планировании воспитательной работы на 2022/23 учебный год
|