РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

Скачать 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ1. ЦЕЛЕВОЙ..................................................................................... 3

1.1Цельи задачи воспитанияобучающихся.................................................... 4

1.2Направления воспитания…………………………………………………5

1.3Целевые ориентиры результатов воспитания........................................... 6

РАЗДЕЛ2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ................................................................ 19

2.1  Укладобщеобразовательнойорганизации.............................................. 19

2.2  Виды,формыи содержаниевоспитательной деятельности..................... 24

РАЗДЕЛ3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ............................................................ 38

3.1  Кадровоеобеспечение.............................................................................. 38

3.2  Нормативно-методическоеобеспечение.................................................. 40

3.3  Требованиякусловиямработысобучающимисясособыми

образовательнымипотребностями................................................................ 41

3.4  Системапоощрениясоциальнойуспешностиипроявленийактивной

жизненнойпозицииобучающихся................................................................. 43

3.5  Анализвоспитательногопроцесса............................................................ 45

 

 

 

 

                                                                                                      

                                                                                                      


УчастникамиобразовательныхотношенийМБОУ «СОШ №2 с. Катар-Юрт» (далее – Школа), являютсяпедагогическиеидругие   работники, обучающиеся,ихродители(законныепредставители),представителииныхорганизаций,участвующие   в   реализации   образовательного   процесса   в   соответствиисзаконодательствомРоссийскойФедерации,локальнымиактамиШколы.
Родители(законныепредставители)несовершеннолетних   обучающихся   имеют   преимущественное     правона    воспитание    своих    детей.   
Содержание    воспитания    обучающихсяв Школе определяется содержанием российскихбазовых(гражданских,национальных)нормиценностей,которыезакреплены в Конституции Российской Федерации.
Эти ценности и нормыопределяютинвариантноесодержаниевоспитанияобучающихся.
Вариативныйкомпонентсодержаниявоспитанияобучающихсявключаетдуховно-нравственные ценности культуры, традиционных религий народовРоссии.
Воспитательнаядеятельностьвшколе планируетсяиосуществляетсявсоответствиисприоритетамигосударственной политики в сфере воспитания, установленными в СтратегииразвитиявоспитаниявРоссийскойФедерациинапериоддо2025года(распоряжениеПравительстваРоссийскойФедерацииот29мая2015г.№ 996-р). Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитаниядетейявляетсяразвитиевысоконравственнойличности,разделяющейроссийскиетрадиционныедуховныеценности,обладающейактуальнымизнаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условияхсовременногообщества,готовойкмирномусозиданиюизащитеРодины.
Современныйроссийскийнациональныйвоспитательныйидеал—высоконравственный,творческий,компетентныйгражданинРоссии,принимающийсудьбуОтечествакаксвоюличную,осознающийответственностьзанастоящееибудущеестраны,укоренённыйвдуховныхикультурныхтрадицияхмногонациональногонародаРоссийскойФедерации.
В соответствиисэтимидеаломинормативнымиправовымиактамиРоссийской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихсяв школе: развитие личности, создание условийдля самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и нормповедениявинтересахчеловека,семьи,обществаигосударства,формированиеуобучающихсячувствапатриотизма,гражданственности,уважениякпамятизащитниковОтечестваиподвигамГероевОтечества,закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимногоуважения,бережногоотношенияккультурномунаследиюитрадицияммногонационального народа Российской Федерации, природе и окружающейсреде.
Задачивоспитанияобучающихсявшколе:
1.       Усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей,традиций, которые выработало российское общество (социально значимыхзнаний).
2.       Формирование и развитие личностных отношений к этим нормам,ценностям,традициям(ихосвоение,принятие).
3.       Приобретениесоответствующегоэтимнормам,ценностям,традициямсоциокультурногоопытаповедения,общения,межличностныхисоциальныхотношений,примененияполученныхзнаний.
4.       ДостижениеличностныхрезультатовосвоенияобщеобразовательныхпрограммвсоответствиисФГОС.
Личностныерезультатыосвоенияобучающимисяобщеобразовательныхпрограммвключаютосознаниеимироссийскойгражданскойидентичности,сформированностьунихценностейсамостоятельностииинициативы,готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностномусамоопределению,наличиемотивациикцеленаправленнойсоциальнозначимойдеятельности,сформированностьвнутреннейпозицииличностикакособогоценностногоотношенияксебе,окружающимлюдямижизнивцелом.
Воспитательнаядеятельностьвшколепланируетсяиосуществляетсянаосновеаксиологического,антропологического,культурно-исторического,системно-деятельностного,личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания:гуманистическойнаправленностивоспитания,совместнойдеятельностидетейивзрослых,следованиянравственномупримеру,безопасной жизнедеятельности,инклюзивности, возрастосообразности.
Программареализуетсявединствеучебнойивоспитательнойдеятельности школыпо основным направлениямвоспитаниявсоответствии сФГОС:
-                гражданскоевоспитание—формированиероссийскойгражданскойидентичности,принадлежностикобщностигражданРоссийской Федерации, к народу России как источнику власти в Российскомгосударствеисубъектутысячелетнейроссийскойгосударственности,уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой иполитическойкультуры;
-                патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю,Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческоепросвещение,формированиероссийскогонациональногоисторическогосознания,российской культурнойидентичности;
-                       духовно-нравственноевоспитание    воспитание  на  основедуховно-нравственнойкультурынародовРоссии,традиционныхрелигийнародовРоссии,формированиетрадиционныхроссийскихсемейныхценностей;воспитаниечестности,доброты,милосердия,сопереживания,справедливости,коллективизма,дружелюбияивзаимопомощи,уважениякстаршим,кпамятипредков,их вере икультурным традициям;
-                эстетическое воспитание — формирование эстетической культурынаосновероссийскихтрадиционныхдуховныхценностей,приобщениеклучшим образцам отечественногои мировогоискусства;
-                физическоевоспитание,формированиекультурыздоровогообраза жизни и эмоциональногоблагополучия — развитие физическихспособностейсучётомвозможностейисостоянияздоровья,навыковбезопасногоповедениявприроднойисоциальнойсреде,чрезвычайныхситуациях;
-                трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся,результатамтруда(своегоидругихлюдей),ориентациянатрудовуюдеятельность, получениепрофессии, личностноесамовыражениевпродуктивном,нравственнодостойномтрудевроссийскомобществе,достижениевыдающихсярезультатоввпрофессиональнойдеятельности;
-                экологическоевоспитание—формированиеэкологическойкультуры,ответственного,бережногоотношениякприроде,окружающейсреденаосновероссийскихтрадиционныхдуховныхценностей,навыковохраны,защиты,восстановленияприроды,окружающей среды;
-                ценности   научного     познания          воспитание     стремленияк познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний,качественного образования с учётом личностных интересов и общественныхпотребностей.
 
Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего образования.
Гражданско-патриотическоевоспитание:
-         Знающийи   любящийсвоюмалуюродину, свойкрай,имеющий   представлениеоРодине— России, еётерритории, расположении.
-         СознающийпринадлежностьксвоемународуикобщностигражданРоссии,проявляющийуважениек своемуидругимнародам.
-         Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родногокрая,своей Родины—России, Российского государства.
-         Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России,своегорегиона),праздников,местпочитаниягероевизащитниковОтечества,проявляющийкнимуважение.
-         Имеющийпервоначальныепредставленияоправахиответственностичеловекавобществе, гражданскихправахиобязанностях.
-         Принимающий  участие   в   жизни   класса, общеобразовательной   организации, вдоступнойповозрастусоциальнозначимойдеятельности.
Духовно-нравственноевоспитание:
-         Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейныеценностис учётомнациональной,религиознойпринадлежности.
-         Сознающийценностькаждойчеловеческойжизни,признающийиндивидуальностьидостоинствокаждого человека.
-         Доброжелательный,проявляющийсопереживание,готовностьоказыватьпомощь,выражающийнеприятиеповедения,причиняющегофизическийиморальныйвреддругимлюдям,уважающий старших.
-         Умеющийоцениватьпоступкиспозицииихсоответствиянравственнымнормам, осознающийответственностьзасвоипоступки.
-         Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространстваРоссии,имеющийпервоначальныенавыкиобщенияслюдьмиразныхнародов, вероисповеданий.
-         Сознающийнравственнуюиэстетическуюценностьлитературы,родногоязыка, русскогоязыка,проявляющийинтерескчтению.
Эстетическоевоспитание:
-         Способныйвосприниматьичувствоватьпрекрасноевбыту,природе,искусстве,творчествелюдей.
-         Проявляющийинтересиуважениекотечественнойимировойхудожественнойкультуре.
-         Проявляющийстремление  к  самовыражению  в  разных  видах  художественной деятельности,искусстве.
Физическоевоспитание,формированиекультурыздоровьяиэмоциональногоблагополучия:
-         Бережноотносящийсякфизическомуздоровью,соблюдающийосновныеправилаздоровогоибезопасногодлясебяидругихлюдейобразажизни,втомчислевинформационнойсреде.
-         Владеющийосновныминавыкамиличнойиобщественнойгигиены,безопасногоповедениявбыту, природе, обществе.
-         Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятияфизкультуройи спортом.
-         Сознающийипринимающийсвоюполовуюпринадлежность,соответствующиеей психофизическиеиповеденческиеособенностисучётомвозраста.
Трудовоевоспитание
-         Сознающийценностьтрудавжизничеловека,семьи,общества.
-         Проявляющийуважениектруду,людямтруда,бережноеотношениекрезультатамтруда,ответственноепотребление.
-         Проявляющийинтерескразнымпрофессиям.
-         Участвующий в различных       видах         доступного по    возрасту труда, трудовой деятельности.
Экологическоевоспитание:
-         Понимающийценностьприроды,зависимостьжизнилюдейотприроды,влияниелюдейнаприроду,окружающую среду.
-         Проявляющийлюбовьибережноеотношениекприроде,неприятиедействий,приносящихвред природе,особенно живымсуществам.
-         Выражающийготовностьвсвоейдеятельностипридерживатьсяэкологическихнорм.
Ценностинаучногопознания:
-         Выражающийпознавательныеинтересы,активность,любознательностьисамостоятельностьвпознании,интересиуважениекнаучнымзнаниям,науке.
-         Обладающийпервоначальнымипредставлениямиоприродныхисоциальныхобъектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы,онауке, научномзнании.
-         Имеющийпервоначальныенавыкинаблюдений,систематизациииосмысленияопыта вестественнонаучнойигуманитарнойобластяхзнания.
Целевыеориентирырезультатоввоспитаниянауровнеосновногообщегообразования.
Гражданскоевоспитание:
-         Знающийипринимающийсвоюроссийскуюгражданскуюпринадлежность(идентичность)вполикультурном,многонациональномимногоконфессиональномроссийскомобществе,вмировомсообществе.
-         Понимающий сопричастность к прошлому, настоящему и будущему народа России,тысячелетнейисториироссийскойгосударственностинаосновеисторическогопросвещения,российского национальногоисторического сознания.
-         Проявляющий уважение к государственным символам России, праздникам.ПроявляющийготовностьквыполнениюобязанностейгражданинаРоссии, реализации своих гражданских прав и свобод при уважении прав и свобод, законныхинтересовдругихлюдей.
-         Выражающийнеприятиелюбойдискриминацииграждан,проявленийэкстремизма,терроризма,коррупциивобществе.
-         Принимающийучастиевжизникласса,общеобразовательнойорганизации,втом числе    самоуправлении,      ориентированный        на участие всоциально             значимойдеятельности,втом числегуманитарной.
Патриотическоевоспитание:
-         Сознающий свою национальную, этническую принадлежность, любящий свой народ,еготрадиции, культуру.
-         Проявляющий уважение к историческому и культурному наследию своего и другихнародовРоссии,символам,праздникам,памятникам,традициямнародов,проживающихвродной стране.
-         Проявляющий интерес к познанию родного языка, истории и культуры своего края,своегонарода, другихнародов России.
-         Знающий иуважающий достижения нашей Родины— России в науке, искусстве,спорте,технологиях,боевыеподвигиитрудовыедостижения,героевизащитниковОтечествавпрошлом и современности.
-         Принимающийучастиевмероприятияхпатриотическойнаправленности.
Духовно-нравственноевоспитание:
-         Знающийиуважающийдуховно-нравственнуюкультурусвоегонарода,ориентированныйнадуховныеценностиинравственныенормынародовРоссии,российскогообществавситуацияхнравственноговыбора(сучётомнациональной,религиознойпринадлежности).
-         Выражающий готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступкидругих людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей инормсучётомосознания последствийпоступков.
-         Выражающийнеприятиеантигуманныхиасоциальныхпоступков,поведения,противоречащихтрадиционнымвРоссиидуховно-нравственнымнормамиценностям.
-         Сознающий  соотношение  свободы  и  ответственности  личности  в  условияхиндивидуальногоиобщественногопространства,значениеиценностьмежнационального,межрелигиозногосогласиялюдей,народоввРоссии,умеющийобщатьсяслюдьмиразныхнародов,вероисповеданий.
-         Проявляющийуважениекстаршим,кроссийскимтрадиционнымсемейнымценностям,институтубракакаксоюзумужчиныиженщиныдлясозданиясемьи,рожденияи воспитаниядетей.
-         Проявляющийинтерескчтению,кродномуязыку,русскомуязыкуилитературекак частидуховнойкультурысвоегонарода,российскогообщества.
Эстетическоевоспитание:
-         Выражающий понимание ценности отечественного и мирового искусства, народныхтрадицийинародного творчествавискусстве.
-         Проявляющийэмоционально-чувственнуювосприимчивостькразнымвидамискусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание их влияния наповедениелюдей.
-         Сознающийрольхудожественнойкультурыкаксредствакоммуникацииисамовыражениявсовременномобществе,значениенравственныхнорм,ценностей,традицийвискусстве.
-         Ориентированныйнасамовыражениевразныхвидахискусства,вхудожественномтворчестве.
Физическоевоспитание,формированиекультурыздоровьяиэмоциональногоблагополучия:
-         Понимающий ценность жизни, здоровья и безопасности, значение личных усилий всохраненииздоровья,знающийисоблюдающийправилабезопасности,безопасногоповедения,втом числевинформационной среде.
-         Выражающийустановку на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдениегигиеническихправил,сбалансированныйрежимзанятийиотдыха,регулярнуюфизическуюактивность).
-         Проявляющийнеприятиевредныхпривычек(курения,употребленияалкоголя,наркотиков, игровой и иных форм зависимостей), понимание их последствий, вреда дляфизическогои психического здоровья.
-         Умеющий осознавать физическое и эмоциональное состояние (своё и других людей),стремящийсяуправлятьсобственнымэмоциональнымсостоянием.
-         Способный адаптироваться к меняющимся социальным, информационным  и природнымусловиям,стрессовымситуациям.
Трудовоевоспитание:
-         Уважающийтруд,результатысвоеготруда,трудадругихлюдей.
-         Проявляющийинтерескпрактическомуизучениюпрофессийитрударазличногорода,втом численаосновепримененияпредметныхзнаний.
-         Сознающийважностьтрудолюбия,обучениятруду,накоплениянавыковтрудовойдеятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации вроссийскомобществе.
-         Участвующийврешениипрактическихтрудовыхдел,задач(всемье,общеобразовательнойорганизации,своейместности)технологическойисоциальнойнаправленности, способный инициировать, планировать и самостоятельно выполнятьтакогорода деятельность.
-         Выражающийготовностькосознанномувыборуипостроениюиндивидуальной траекторииобразованияижизненныхплановсучётомличныхиобщественных интересов,потребностей.
Экологическоевоспитание:
-         Понимающийзначениеиглобальныйхарактерэкологическихпроблем,путейихрешения,значениеэкологической культурычеловека, общества.
-         Сознающийсвоюответственностькакгражданинаипотребителявусловияхвзаимосвязиприродной, технологическойи социальнойсред.
-         Выражающийактивноенеприятиедействий,приносящихвредприроде.
-         Ориентированныйнаприменениезнанийестественныхисоциальныхнаукдлярешения задач в области охраны природы, планирования своих поступков и оценки ихвозможныхпоследствий для окружающей среды.
-         Участвующийв  практической  деятельности  экологической, природоохраннойнаправленности.
Ценностинаучногопознания:
-         Выражающийпознавательныеинтересывразныхпредметныхобластяхсучётоминдивидуальных интересов, способностей,достижений.
-         Ориентированныйвдеятельностинасистемунаучныхпредставленийозакономерностяхразвитиячеловека,природыиобщества,взаимосвязяхчеловекасприроднойи социальной средой.
-         Развивающий навыки использования различных средств познания, накопления знанийо мире (языковая, читательская культура, деятельность в информационной, цифровойсреде).
-         Демонстрирующийнавыкинаблюдений,накопленияфактов,осмысленияопытавестественнонаучнойигуманитарнойобластяхпознания,исследовательскойдеятельности.
 
Целевыеориентирырезультатоввоспитаниянауровнесреднегообщегообразования.
Гражданскоевоспитание:
-         Осознанновыражающийсвоюроссийскуюгражданскуюпринадлежность(идентичность)вполикультурном,многонациональномимногоконфессиональномроссийскомобществе,вмировомсообществе.
-         СознающийсвоёединствоснародомРоссиикакисточникомвластиисубъектомтысячелетнейроссийскойгосударственности,сРоссийскимгосударством,ответственностьзаегоразвитиевнастоящемибудущемнаосновеисторическогопросвещения,сформированногороссийскогонациональногоисторическогосознания.
-         Проявляющий готовность к защите Родины, способный аргументированно отстаиватьсуверенитетидостоинствонародаРоссиииРоссийскогогосударства,сохранятьизащищатьисторическуюправду.
-         Ориентированныйнаактивноегражданскоеучастиенаосновеуважениязаконаиправопорядка,прави свободсограждан.
-         Осознанноидеятельновыражающийнеприятиелюбойдискриминациипосоциальным,национальным,расовым,религиознымпризнакам,проявлений экстремизма,терроризма,коррупции,антигосударственнойдеятельности.
-         Обладающийопытомгражданскойсоциальнозначимойдеятельности(вученическомсамоуправлении,волонтёрскомдвижении,экологических,военно-патриотическихидр.объединениях,акциях,программах).
Патриотическоевоспитание:
-         Выражающий свою национальную, этническую принадлежность, приверженность кроднойкультуре, любовьксвоемународу.
-         СознающийпричастностькмногонациональномународуРоссийскойФедерации,РоссийскомуОтечеству, российскуюкультурнуюидентичность.
-         ПроявляющийдеятельноеценностноеотношениекисторическомуикультурномунаследиюсвоегоидругихнародовРоссии,традициям,праздникам,памятникамнародов,проживающих вродной стране— России.
-         Проявляющий  уважение   к   соотечественникам, проживающим   за   рубежом, поддерживающий их права, защиту их интересов в сохранении российской культурнойидентичности.
Духовно-нравственноевоспитание:
-         Проявляющийприверженностьтрадиционнымдуховно-нравственнымценностям,культуре народов России с учётом мировоззренческого, национального, религиозногосамоопределения.
-         Действующийиоценивающийсвоёповедениеипоступки,поведениеипоступкидругих людей с позиций традиционных российских духовно-нравственных ценностей инормсосознаниемпоследствийпоступков,деятельновыражающийнеприятиеантигуманныхиасоциальныхпоступков,поведения,противоречащихэтимценностям.
-         Проявляющийуважениекжизниидостоинствукаждогочеловека,свободемировоззренческоговыбораисамоопределения,кпредставителямразличныхэтническихгрупп,религийнародовРоссии,ихнациональномудостоинствуирелигиознымчувствамсучётомсоблюденияконституционныхправисвободвсехграждан.
-         Понимающийидеятельновыражающийценностьмежрелигиозного,межнациональногосогласиялюдей,народоввРоссии,способныйвестидиалогслюдьми разных национальностей, религиозной принадлежности, находить общие цели исотрудничатьдля ихдостижения.
-         Ориентированный на создание устойчивой семьи на основе российских традиционныхсемейных ценностей; понимания брака как союза мужчины и женщины для созданиясемьи, рождения и воспитания в семье детей; неприятия насилия в семье,ухода отродительскойответственности.
-         ОбладающийсформированнымипредставлениямиоценностиизначениивотечественнойимировойкультуреязыковилитературынародовРоссии,демонстрирующийустойчивыйинтерескчтениюкаксредствупознанияотечественной имировойдуховнойкультуры.
Эстетическоевоспитание:
-         Выражающийпониманиеценностиотечественногоимировогоискусства, российскогои мирового художественного наследия.
-         Проявляющийвосприимчивость кразнымвидамискусства,пониманиеэмоциональноговоздействияискусства,еговлияниянаповедениелюдей,умеющийкритическиоцениватьэтовлияние.
-         Проявляющий понимание художественной культуры как средства коммуникации исамовыражениявсовременномобществе,значениянравственныхнорм,ценностей,традицийвискусстве.
-         Ориентированныйнаосознанноетворческоесамовыражение,реализациютворческих способностей в разных видах искусства с учётом российских традиционных духовных инравственных ценностей,наэстетическоеобустройствособственногобыта.
Физическоевоспитание,формированиекультурыздоровьяиэмоциональногоблагополучия:
-         Понимающийивыражающийвпрактическойдеятельностиценностьжизни,здоровья и безопасности, значение личных усилий в сохранении и укреплении своегоздоровьяиздоровья другихлюдей.
-         Соблюдающийправилаличнойиобщественнойбезопасности,втомчислебезопасногоповедениявинформационной среде.
-         Выражающий на практике установку на здоровый образ жизни (здоровое питание,соблюдение гигиены, режим занятий и отдыха, физическую активность), стремление кфизическому совершенствованию, соблюдающий и пропагандирующий безопасный издоровыйобраз жизни.
-         Проявляющий сознательное и обоснованное неприятие вредных привычек (курения,употребленияалкоголя,наркотиков,любыхформзависимостей),деструктивногоповедениявобществеицифровойсреде,пониманиеихвредадляфизическогоипсихическогоздоровья.
-         Демонстрирующийнавыкирефлексиисвоегосостояния(физического,эмоционального,психологического),состояниядругихлюдейсточкизрениябезопасности,сознательногоуправлениясвоимэмоциональнымсостоянием,развивающийспособностиадаптироватьсякстрессовымситуациямвобщении,вразныхколлективах,кменяющимсяусловиям(социальным,информационным, природным).
Трудовоевоспитание:
-         Уважающийтруд,результатытруда,трудовыеипрофессиональныедостижениясвоихземляков,ихвкладвразвитиесвоегопоселения,края,страны,трудовыедостиженияроссийского народа.
-         Проявляющийспособностьктворческомусозидательномусоциальнозначимомутрудувдоступныхповозрастусоциально-трудовыхролях,втомчислепредпринимательскойдеятельностив условиях самозанятостиилинаёмноготруда.
-         Участвующий в социально значимой трудовой деятельности разного вида в семье,общеобразовательной организации, своей местности, в том числе оплачиваемом труде вканикулярныепериоды, с учётомсоблюдениязаконодательства.
-         Выражающий осознанную готовность к получению профессионального образования,кнепрерывномуобразованиювтечениежизникакусловиюуспешнойпрофессиональнойи общественной деятельности.
-         Понимающийспецификутрудовойдеятельности,регулированиятрудовыхотношений, самообразования и профессиональной самоподготовки в информационномвысокотехнологическомобществе,готовыйучитьсяитрудитьсявсовременномобществе.
-         Ориентированныйна  осознанный  выбор  сферы  трудовой, профессиональнойдеятельностивроссийскомобществес учётомличных жизненныхпланов, потребностейсвоейсемьи,общества.
Экологическоевоспитание:
-         Демонстрирующийвповедениисформированностьэкологическойкультурынаосновепониманиявлияниясоциально-экономическихпроцессовнаприроду,втомчисленаглобальном уровне,ответственностьзадействиявприроднойсреде.
-         Выражающийдеятельноенеприятиедействий,приносящихвредприроде.
-         Применяющий знания естественных и социальных наук для разумного, бережливогоприродопользованиявбыту, общественномпространстве.
-         Имеющийиразвивающийопытэкологическинаправленной,природоохранной, ресурсосберегающейдеятельности,участвующийвегоприобретениидругимилюдьми.
Ценностинаучногопознания:
-         Деятельно выражающий познавательные интересы в разных предметных областях сучётомсвоихинтересов, способностей, достижений.
-         Обладающий представлением о современной научной картине мира, достиженияхнауки и техники, аргументированно выражающий понимание значения науки в жизнироссийскогообщества,обеспеченииегобезопасности,гуманитарном,социально-экономическомразвитии России.
-         Демонстрирующийнавыкикритическогомышления,определениядостовернойнаучнойинформацииикритикиантинаучныхпредставлений.
-         Развивающий и применяющий навыки наблюдения, накопления и систематизациифактов,осмысленияопытавестественнонаучнойигуманитарнойобластяхпознания,исследовательскойдеятельности.
МБОУ «СОШ №2 с. Катар-Юрт» введено в эксплуатацию в 1977 году. Школа работает в две смены. Численность обучающихся 575 человек. Обучение ведется с по 11 класс по трем уровням образования: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование.
Миссия школы: «Стремление к высокому уровню самоорганизации и самореализации личности как части современного, быстроразвивающегося общества». Весь педагогический коллектив школы прикладывает силы к тому, чтобы наши обучающиеся и выпускники получили необходимые знания и умения необходимые современному человеку.
                      МБОУ «СОШ №2 с. Катар-Юрт» - сельская школа. Дети все коренной национальности, а также дети связаны родственными связями и знакомствами. Круг общения детей здесь обширен и само общение отличается детальным знанием окружающих людей. В таких условиях у детей значительно раньше формируется уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда, взаимопомощь. Наши педагоги знают личностные особенности, бытовые условия жизни друг друга, отношения в семьях, что способствуют установлению доброжелательных и доверительных отношений между педагогами, школьниками и их родителями. В таком коллективе интенсивнее идет процесс установления самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей, учитываем особенности сельской школы. В процессе воспитания сотрудничаем с Домами культуры с. Катар-Юрт, сельской администрацией, сельской библиотекой.
 В школе функционируют отряды волонтеров-медиков «Горячие сердца», Дружина юного пожарного, отряд ЮИД «Светофор», юнармейский отряд «Лидер».
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие: - ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов; - коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников; - создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); - ориентирование педагогов школы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; - являясь ключевой фигурой воспитания в школе классные руководители, реализующего по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую функции.
 
Источниками, оказывающими положительное влияние на воспитательный процесс в школе, являются педагоги:
-                       Сплоченный педагогический коллектив, способный замотивировать учащихся на высокие достижения в учебной, спортивной, творческой и социальной деятельностях;
-                   Педагог-психолог, обеспечивающий педагогическую поддержку особым категориям обучающихся;
-                   педагог-организатор, использующий в работе с учащимися современные формы и виды деятельности, собственным примером демонстрирующие активную гражданскую позицию.
Процесс воспитания в школе основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:
                   принцип уважения к личности ребенка, веры в способности и возможности любого ребенка к совершенствованию;
                   принцип доверия обучающимся при принятии решений, реализации дел, отнесенных к их зоне ответственности;
                   принцип гуманизации межличностных отношений, недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости;
                   принцип взаимоуважения и сотрудничества взрослых и детей;
                   принцип соблюдения прав и защиты интересов обучающихся;
                   принцип учета интересов, запросов и мнения обучающихся, родителей при принятии управленческих решений.
Наиболее   значимые   традиционные   дела, события, мероприятия, составляющие основу воспитательнойсистемышколы:
-                   Акции, посвящённые значимым датам страны.
-                   Ритуалы посвящения в первоклассники, пятиклассники, старшеклассники.
-                   Мероприятия с использованием интерактивных локаций и тематических активностей: «Неделя толерантности», «Неделя профориентации», «Неделя позитива», «Неделя российской науки», «Декада «Мы – за ЗОЖ!»», «Марафон добрых дел».
-                   КТД «Новогодняя сказка».
-                   День школьного самоуправления (проф. пробы).
-                   Осенняя ярмарка и Мисс Осень
-                   Фестиваль патриотической песни «Этих дней не смолкнет слава!».
-                   Праздник «Прощание с начальной школой».
-                   Праздники Последнего звонка.
-                   Фестиваль «Созвездие талантов».
-                   Торжественная церемония вручения аттестатов.
-                   Спортивные мероприятия в рамках деятельности школьного спортивного клуба.
Школа участвует в следующих значимых проектах и программах, включённых всистемувоспитательнойдеятельности:
-                   Федеральный профориентационный проект «Билет в будущее».
-                   Федеральный проект «Пушкинская карта».
-                   Федеральный проект «Успех каждого ребенка».
  2.2.1. Основныешкольныедела
Реализациявоспитательногопотенциалаосновныхшкольныхделпредусматривает:
-         общешкольныемногодневные тематические мероприятия, направленные на формирование личностных результатов обучающихся: Неделя толерантности, Марафон добрых дел, Неделя профориентации, Декада «Мы за ЗОЖ!», Неделя позитива, КТД «Новогодний переполох» и др.;
-         ежегодныемероприятия,связанные с общероссийскими, региональными, муниципальными праздниками, памятнымидатами,вкоторыхучаствуютвсеклассы: мероприятия в рамках календаря знаменательных дат;
-     участие во всероссийских акциях, проектах, посвящённых значимым событиям в России,мире: акции «Блокадный хлеб», «Диктант Победы», «Свеча памяти», «Час Земли», «Сад памяти» и др.);
-                   торжественные мероприятия, связанные с завершением образования,переходомнаследующийуровеньобразования: Последний звонок, церемония вручения аттестатов, праздник «Прощание с начальной школой»;
-                   мероприятия,символизирующиеприобретениеновыхсоциальныхстатусоввобщеобразовательнойорганизации,обществе: ритуалы посвящения в первоклассники, пятиклассники, старшеклассники;
-                   церемониинаграждения(поитогамучебногопериода,года)обучающихсяипедагоговзаучастиевжизниобщеобразовательнойорганизации, достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах.
-                   федеральные, региональные и муниципальные проекты, направленные на достижение целевых ориентиров воспитания: проекты «Пушкинская карта», «Билет в будущее», «Успех каждого ребенка», конкурс «Большая перемена» и др.
-         мероприятияблаготворительной,экологической,патриотической,трудовойи другихнаправленностей: тематические викторины, квесты, квизы, флешмобы; акции по благоустройству и оформлению школьной территории, фестиваль «Этих дней не смолкнет слава!», фестиваль талантов, выставки рисунков и фотографий, оформление тематических экспозиций и др.
-         через формирование творческих групп как на уровне класса, так и на уровне школы вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные делавразныхролях(сценаристов,постановщиков,исполнителей,корреспондентов,ведущих,оформителей,музыкальныхредакторов,ответственных за костюмы и оборудование, за приглашение и встречу гостейи т. д.), помощь обучающимся в освоении навыков подготовки, проведения,анализаобщешкольныхдел;
-         наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки,проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениямисобучающимисяразных возрастов,спедагогамиидругимивзрослыми с последующей корректировкой организации взаимодействия с обучающимися.
2.2.2. Классноеруководство
Реализация воспитательного потенциала классного руководства какдеятельностипедагогическихработников,осуществляющихклассноеруководствовкачествеособоговидапедагогическойдеятельности,направленной,впервуюочередь,нарешениезадачвоспитанияисоциализацииобучающихся,предусматривает:
-     планирование и проведение классных часов/мероприятий целевой воспитательной,тематическойнаправленности (не реже 1 раза в неделю);
-     еженедельное проведение информационно-просветительских занятий «Разговоры о важном» (в рамках внеурочной деятельности);
-     инициирование и поддержку участия класса в общешкольных делах,мероприятиях,оказаниенеобходимойпомощиобучающимсявихподготовке,проведении и анализе;
-     организациюинтересныхиполезныхдляличностногоразвитияобучающихся совместных дел, позволяющих вовлекать в них обучающихся сразнымипотребностями,способностями,даватьвозможностидлясамореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, статьдлянихзначимымвзрослым,задающимобразцыповедения;
-     сплочениеколлективаклассачерезигрыитренингинакомандообразование (с возможным привлечением педагога-психолога),внеучебныеивнешкольныемероприятия,походы,экскурсии,празднованияднейрожденияобучающихся,классныевечера;
-     выработкусовместнособучающимисяКодекса класса;
-     ознакомление и контроль соблюдения Правил внутреннего распорядка для обучающихся Школы;
-     изучение особенностейличностного развития обучающихся путёмнаблюдения за их поведением в специально создаваемых педагогическихситуациях,виграх,беседахпонравственнымпроблемам;результатынаблюдениясверяютсясрезультатамибеседсродителями,учителями,атакже(при необходимости)сошкольнымпсихологом;
-     доверительноеобщениеиподдержкуобучающихсяврешениипроблем(налаживаниевзаимоотношенийсодноклассниками, родителямиилипедагогами,успеваемостьит. д.),совместныйпоискрешенийпроблем,коррекцию поведения обучающихся через частные беседы индивидуально ивместес ихродителями,с другимиобучающимисякласса;
-     индивидуальную работу с обучающимися класса по ведению личныхпортфолио,вкоторыхонификсируютсвоиучебные,творческие,спортивные,личностныедостижения (по желанию);
-     регулярныеконсультациисучителями-предметниками,направленныенаформированиеединстватребованийповопросамвоспитанияиобучения,предупреждениеи/илиразрешениеконфликтовмеждуучителямииобучающимися;
-     инициирование / проведениемини-педсоветовдлярешенияконкретныхпроблемкласса,интеграциивоспитательныхвлиянийпедагоговнаобучающихся,привлечениеучителей-предметников к участию в классных делах, дающихимвозможностьлучшеузнаватьипониматьобучающихся,общаясьинаблюдаяихвовнеучебнойобстановке,участвоватьвродительскихсобраниях класса;
-     организациюипроведениерегулярныхродительскихсобраний (не реже 1 раза в четверть),информированиеродителейобуспехахипроблемахобучающихся,ихположениивклассе,жизниклассавцелом,помощьродителямиинымчленамсемьи вотношенияхс учителями,администрацией;
-     регулярное информирование родителей по вопросам ответственности за воспитание детей, обеспечения безопасности, соблюдения правил дорожной безопасности, правил пожарной безопасности и др. через классные чаты в мессенджерах;
-     созданиеиорганизациюработыродительскогоактива класса, участвующеговрешениивопросоввоспитанияиобучениявклассе, Школе;
-     привлечениеродителей(законныхпредставителей),членовсемейобучающихсякорганизацииипроведениювоспитательныхдел,мероприятийвклассеи Школе;
-     организацию участия родителей (законных представителей) в общешкольных родительских собраниях, конференциях по актуальным темам воспитания и обучения;
-     проведениевклассепраздников,конкурсов,соревнованийит.п.
2.2.3. Урочнаядеятельность
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает ориентацию на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями учащихся и обеспечивает:
-     использование воспитательных возможностей предметного содержания через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, музыки для прослушивания, тем для рисования, проблемных ситуаций для обсуждения, а также ситуаций, предполагающих ценностный выбор;
-     создание позитивных и конструктивных отношений между учителем и учениками через похвалу, выделение сильных сторон ученика, организацию совместной творческой деятельности; установление сотруднических отношений в продуктивной деятельности, использование мотивирующего потенциала юмора, обращение к личному опыту учащихся, проявление внимания к ученикам, требующим такого внимания;
-     побуждениеобучающихсясоблюдатьправила внутреннего распорядка,нормыповедения,правилаобщениясосверстникамиипедагогами,соответствующиеукладуШколы,установлениеиподдержкудоброжелательнойатмосферычерез закрепление за каждым учащимся своего места, использование привлекательных для детей традиций, демонстрацию собственного примера;
-     организациюшефствамотивированныхиэрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особымиобразовательнымипотребностями,дающегообучающимсясоциальнозначимыйопытсотрудничестваивзаимной помощи;
-     инициированиеиподдержкуисследовательскойдеятельности обучающихсявформеиндивидуальныхигрупповыхпроектов;
-     включениеучителямиврабочиепрограммыповсемучебнымпредметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, ихучётвформулировкахвоспитательныхзадачуроков,занятий,освоенияучебнойтематики,ихреализациювобучении;
-     включениеучителямиврабочиепрограммыучебныхпредметов,курсов,модулейтематикивсоответствиискалендарнымпланомвоспитательнойработы;
-     выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательноевоздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью изадачамивоспитания,целевымиориентирамирезультатоввоспитания;реализациюприоритетавоспитаниявучебной деятельности;
-     привлечениевниманияобучающихсякценностномуаспектуизучаемыхнаурокахпредметов,явленийисобытий,инициированиеобсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностногоотношенияк изучаемым событиям,явлениям,лицам;
-     применение    интерактивных     форм     учебной     работы – интеллектуальных,стимулирующихпознавательнуюмотивацию,игровыхметодик,дискуссий,дающихвозможностьприобрестиопытведенияконструктивногодиалога;групповойработы,котораяучитстроитьотношения и действовать в команде, способствует развитию критическогомышления.
2.2.4. Внеурочнаядеятельность
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности вцеляхобеспеченияиндивидуальныхпотребностейобучающихсяосуществляетсяврамкахвыбранныхобучающимисякурсов,занятий, дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:
Уровень начального общего образования:

Направление внеурочной

деятельности

Целевая

аудитория

Курс/программа

Количество часов в неделю

Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном».

1-4 классы

«Разговоры о важном»

1

Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся.

1-4 классы

 

 

Учимся для жизни

1

 

 

 

 

Дополнительное изучение учебного предмета

1-4 классы

«Чтение с увлечением»

«Волшебный карандаш»

«Занимательная математика»

 

1

 

Спортивно-оздоровительное

1-4

 

«Здоровей-ка»

 

1

 

 

 
Уровень основного общего образования:

Направление внеурочной

деятельности

Целевая

аудитория

Курс/программа

Количество часов в неделю

Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности

5-9

«Разговоры о важном»

 

1

 

Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся.

9

 

«Читательская грамотность»

 

1

 

 

 

 

 

Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся.

9

«Профессиональное самоопределение»

 

2

 

Занятия, направленные на удовлетворение обучающихся в творческом и в физическом развитии, помощь в самореализации и развитии способностей и талантов.

5,6

6,7

«Умелые ручки»

 «Мир информатики»

4

      4

 

 

Точка роста

7

8

 

«Физики вокруг нас»

«Практическая биология»

 

2

1

 

 

 
Уровень среднего общего образования:

Направление внеурочной

деятельности

Целевая

аудитория

Курс/программа

Количество часов в неделю

Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности

10-11 классы

«Разговоры о важном»

1

Точка роста

11

 

«Химия вокруг нас»

 

1

 

1

Занятия, направленные на удовлетворение обучающихся в творческом и в физическом развитии, помощь в самореализации и развитии способностей и талантов.

10-11 классы

 

 

«Волейбол»

 

2

 

 
2.2.5. Взаимодействиесродителями(законнымипредставителями)
Реализация  воспитательногопотенциалавзаимодействия с родителями(законнымипредставителями)обучающихся предусматривает:
-     созданиеидеятельностьвШколе и классахпредставительныхоргановродительскогосообщества(Родительский комитет, родительские активы классных коллективов),участвующихв обсуждениии решениивопросов воспитанияи обучения;
-     деятельностьпредставителейродительскогосообществавкомиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (делегаты от Родительского комитета);
-     тематическиеродительскиесобраниявклассах согласно утвержденной циклограмме,общешкольныеродительскиесобранияповопросамвоспитания,взаимоотношенийобучающихсяи педагогов,условийобученияи воспитания, либо направленные на обсуждение актуальных вопросов, решение острых школьных проблем;
-     организацию участия родителей в вебинарах, Всероссийских родительских уроках, собраниях на актуальные для родителей темы;
-     Дни открытых дверей,вкоторыеродители(законныепредставители)могутпосещатьурокии внеурочные занятия;
-     общешкольные родительские собрания, где подводятся итоги работы Школы за учебный год, обсуждаются проблемы и пути их решения; презентационные площадки, где представляются различные направления работы Школы, в том числе дополнительноеобразование;
-     информирование родителей (законных представителей) о жизни школы, актуальных вопросах воспитания, ответственности за воспитание через -сообщество Школы в социальной сети,чаты в мессенджерах;
-     обсуждение в классных мессенджерах с участием педагогаинтересующихродителейвопросов,согласованиесовместнойдеятельности;
-     участиеродителейвпсихолого-педагогическихконсилиумахвслучаях,предусмотренныхПоложениемопсихолого-педагогическомконсилиумеШколывсоответствииспорядкомпривлеченияродителей(законныхпредставителей);
-         привлечение родителей (законных представителей) к подготовке ипроведениюклассныхиобщешкольныхмероприятий;
-         участие в деятельности Родительского патруля (профилактика ДДТТ) – в течение первой недели после каникул, комиссии родительского контроля организации и качества питания обучающихся (еженедельно);
-         организацию встреч по запросу родителей с педагогом-психологом, социальным педагогом; проведение индивидуальных консультаций для родителей с целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей;
-         приналичиисредиобучающихсядетей-сирот,оставшихсябезпопеченияродителей,приёмныхдетейцелевоевзаимодействиесихзаконнымипредставителями.
2.2.6. Самоуправление
РеализациявоспитательногопотенциалаученическогосамоуправлениявШколепредусматривает:
-     организацию и деятельность органов классного самоуправления, Школьного парламента, избранныхобучающимися в процессе классных деловых игр, а также школьных выборах Президента школы;
-     представлениеШкольным парламентоминтересовобучающихсявпроцессеуправленияШколой, формирования её уклада;
-     защиту Школьным парламентом законных интересовиправобучающихся;
-     участиеШкольного парламентавразработке,обсуждениииреализациирабочейпрограммывоспитания,календарного планавоспитательнойработы;
-     участиеШкольного парламентавповедении самоанализавоспитательнойдеятельностивШколе;
-     осуществление Школьным парламентом работы по соблюдениюобучающимися Правил внутреннего распорядка обучающихся Школы;
-     работу Совета старост;
-     реализацию/развитие деятельности Российского движения школьников.
2.2.7. Профориентация
РеализациявоспитательногопотенциалапрофориентационнойработыШколыпредусматривает:
-     проведениепрофориентационныхклассных часов и психологических занятий,направленныхнаподготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
-     профориентационныеигры(симуляции,деловыеигры,квесты,кейсы),расширяющиезнанияопрофессиях,способахвыборапрофессий,особенностях,условиях разнойпрофессиональнойдеятельности;
-     экскурсиинапредприятия,ворганизации,дающиеначальныепредставленияо существующих профессиях иусловиях работы;
-     посещениепрофориентационныхвыставок,ярмарокпрофессий,лагерей, дней открытых дверей ворганизациях профессионального,высшегообразования;
-     совместноеспедагогамиизучениеобучающимисяинтернет-ресурсов,посвящённыхвыборупрофессий,прохождениепрофориентационногоонлайн-тестирования,онлайн-курсовпоинтересующимпрофессияминаправлениямпрофессиональногообразования;
-     участиевработевсероссийскихпрофориентационныхпроектов: «Билет в будущее», «Шоу профессий»;
-     индивидуальное консультирование педагогом-психологом обучающихся и ихродителей(законныхпредставителей)повопросамсклонностей,способностей, иных индивидуальных особенностей обучающихся, которыемогутиметьзначениеввыборе имибудущей профессии;
-     освоениеобучающимисяосновпрофессииврамкахразличныхкурсовповыбору,включённыхвобязательнуючастьобразовательнойпрограммы,врамкахкомпонентаобучастникахобразовательныхотношений,внеурочнойдеятельностииливрамкахдополнительногообразования;
-     участие в работе мобильного технопарка «Кванториум»;
-     оформление тематических стендов;
-     участие в программе « Волонтеры-медики».
2.2.8. Профилактикаибезопасность
Реализациявоспитательногопотенциалапрофилактическойдеятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортнойсредывШколепредусматривает:
-                   участие во Всероссийских неделях и акциях безопасности;
-                   мероприятия в рамках декад безопасности дорожного движения;
-                   организацию участия обучающихся в социально-психологическом тестировании;
-                   мероприятия в рамках деятельности социально-психологической службы, школьной службы медиации;
-     создание в Школе эффективной профилактической средыобеспечениябезопасностижизнедеятельностикакусловияуспешнойвоспитательнойдеятельности;
-     профилактические мероприятия с участием сотрудников ПДН ОУУП и ПДН ОМВД России по Ачхой-Мартановскому району;
-     индивидуальную работу с обучающимися и их родителями (законными представителями) в рамках работы Совета профилактики;
-     инструктажи обучающихся (согласно утвержденного плана), письменное информирование родителей об ответственности за безопасность и здоровье детей в каникулярное время, а также ситуациях, связанных с риском для здоровья и безопасности обучающихся;
-     тематические классные часы и родительские собрания по вопросам профилактики деструктивного поведения, правонарушений несовершенн-летних (согласно планам ВР классных руководителей);
-     проведениеисследований,мониторингарисковбезопасностииресурсов повышения безопасности, в том числе с использованием онлайн-сервисов;
-     психолого-педагогическоесопровождениегрупприскаобучающихсяпоразнымнаправлениям(агрессивноеповедение,зависимости, суицидальное поведение идр.);
-     индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с обучающимися групп риска, консультаций с их родителями (законными представителями), в т. ч. с привлечением специалистов учреждений системы профилактики;
-     разработкуиреализациюпрофилактическихпрограмм,направленныхнаработукаксдевиантнымиобучающимися,такисихокружением; организациюмежведомственноговзаимодействия;
-     профилактические занятия, направленные на формированиесоциальноодобряемогоповедения,развитиенавыковсаморефлексии,самоконтроля,устойчивостикнегативнымвоздействиям,групповомудавлению;
-     включение обучающихся в деятельность, альтернативнуюдевиантномуповедению, а также в различные профилактические программы(антинаркотические,антиалкогольные,противкурения;безопасностьвцифровойсреде;профилактикавовлечениявдеструктивныегруппывсоциальныхсетях,деструктивныемолодёжные,религиозныеобъединения,культы,субкультуры;безопасностьдорожногодвижения;безопасностьнаводе,безопасностьнатранспорте;противопожарнаябезопасность;гражданскаяоборона;антитеррористическая,антиэкстремистскаябезопасностьит.д.);
-     профилактику правонарушений, девиаций посредством организациидеятельности,альтернативнойдевиантномуповедению—познания(путешествия),испытаниясебя(походы,спорт),значимогообщения,творчества,деятельности(втомчислепрофессиональной,религиозно-духовной,благотворительной,художественнойи др.);
-                   предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность вслучаяхпоявления,расширения,влияниявШколемаргинальныхгруппобучающихся(оставившихобучение,криминальнойнаправленности,с агрессивнымповедениеми др.);
-                   мониторинг деструктивных проявлений обучающихся, включающий мониторинг страниц обучающихся в социальной сети ВКонтакте (ежемесячно);
-                   включение обучающихся в социально-одобряемую деятельность во внеурочное время, в т. ч. – в занятия объединений дополнительного образования;
-         организация психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) в целях профилактики расширения групп семей обучающихся, требующихспециальнойпсихолого-педагогическойподдержкиисопровождения(слабоуспевающие,социальнозапущенные,социальнонеадаптированныедети-мигранты,обучающиеся с ОВЗи т.д.).
2.2.9. Внешкольныемероприятия
Реализация воспитательного потенциала внешкольных мероприятийпредусматривает:
-         общиевнешкольныемероприятия,втомчислеорганизуемыесовместноссоциальнымипартнёрамиШколы;
-         внешкольныетематическиемероприятиявоспитательнойнаправленности,организуемыепедагогамипоизучаемымвШколе учебнымпредметам,курсам,модулям;
-         походы выходного дня, экскурсии на предприятия республики; в ССУЗы и ВУЗы г. Грозного, с. Ачхой-Мартан; экскурсионные поездки в другие города и местности,организуемыевклассахкласснымируководителями,втомчислесовместносродителями(законнымипредставителями)обучающихсяспривлечениемихкпланированию, организации,проведению,оценкемероприятия;
-         посещение учреждений культуры Чеченской Республики;
-         выездныесобытия,включающиевсебякомплексколлективныхтворческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность,характеризующаясядоверительнымивзаимоотношениями,ответственнымотношениемкделу,атмосферойэмоционально-психологическогокомфорта.
2.2.10. Организацияпредметно-пространственнойсреды
Окружающая обучающегося предметно-эстетическая среда школы,
при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение,
предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию обучающимся школы.
Реализациявоспитательногопотенциалапредметно-пространственнойсредыв МБОУ «СОШ №2 с. Катар-Юрт»предусматриваетсовместнуюдеятельность педагогов, обучающихся, родителей и других участников образовательныхотношений по её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе:
-         организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации (еженедельно по понедельникам);
-         размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ обучающихся, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего обучающихся с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т. п.);
-         благоустройство классных кабинетов, классные руководителиосуществляют вместе с обучающимися своих классов, это позволяет обучающимся проявить фантазию и творческие способности, создает повод для длительного общения классного руководителя с обучающимися;
-         совместная с обучающимися разработка, создание и популяризация особой символики (флаг, гимн, логотип школы), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни образовательной организации знаковых событий;
-         регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков пришкольной территории (например, высадке культурных растений, закладке газонов, созданию инсталляций и иного декоративного оформления отведенных для детских проектов мест);
-                       деятельность коллективапоразработке иоформлениюпространствпроведениязначимыхсобытий,праздников,церемоний,торжественныхлинеек,творческихвечеров(событийный дизайн);
-         оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовно-нравственного содержания, фотоотчёты об интересных событиях, поздравления педагогов и обучающихся и т. п.;
-         подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга;
-         поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в общеобразовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение территории при общеобразовательной организации;
-         разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, и др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания ценностях, правилах, традициях, укладе общеобразовательной организации, актуальных вопросах профилактики и безопасности.
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
 
2.2.11. Социальноепартнёрство
  Реализациявоспитательногопотенциаласоциальногопартнёрствапредусматривает:
-       участиепредставителейорганизаций-партнёров,втомчислевсоответствиисдоговорамиосотрудничестве,впроведенииотдельныхмероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного планавоспитательнойработы(дниоткрытыхдверей,государственные,региональные,школьныепраздники,торжественныемероприятияит.п.);
-       участиепредставителейорганизаций-партнёроввпроведенииотдельныхуроков,внеурочныхзанятий,внешкольныхмероприятийсоответствующейтематическойнаправленности;
-     проведениенабазеорганизаций-партнёровотдельныхуроков,занятий,внешкольныхмероприятий,акцийвоспитательнойнаправленности;
-     открытыедискуссионныеплощадки(детские,педагогические,родительские,совместные)спредставителямиорганизаций-партнёровдляобсуждений актуальных проблем, касающихся жизни общеобразовательнойорганизации,муниципального образования,региона,страны;
-     социальныепроекты,совместноразрабатываемыеиреализуемыеобучающимися,педагогамисорганизациями-партнёрами благотворительной,экологической,патриотической,трудовойит. д.направленности,ориентированныенавоспитаниеобучающихся,преобразованиеокружающегосоциума,позитивноевоздействиенасоциальноеокружение.
  Социальными партнерами МБОУ «СОШ №2 с. Катар-Юрт» являются:

Социальные  партнеры

Содержаниесовместнойдеятельности

Администрация с. Катар-Юрт

 

 

Мероприятия профориентационной  направленности (по договорённости).

 

ФАП с. Катар-Юрт

 

Мероприятия в рамках деятельности отряда волонтёров-медиков.

 

 

Катар-Юртовская сельская библиотека.

Дом культуры с. Катар-Юрт

Тематические мероприятия на базе библиотеки.

Организация и проведение интеллектуальных игр.

 ДО ДЮСШ 

Проведение муниципальных этапов спортивных соревнований в рамках «Президентских состязаний», «Президентских спортивных игр».

 

МБУ ДО ДДТ Ачхой-Мартановскогоо муниципального района,

 

Организация муниципальных конкурсов, фестивалей.

ГИБДД  МВД России по Ачхой-Мартановскому муниципальному району

 

Участие в акциях, проводимых ЮИД.

Занятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Тематические сообщения на классных и общешкольных родительских собраниях.

Организация конкурсов по профилактике ДДТТ.

Проведение декад дорожной безопасности.

ПДН ОУУП и ПДН ОМВД России по Ачхой-Мартановскому району

Занятия по профилактике детского безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Тематические сообщения на классных и общешкольных родительских собраниях.,

ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
2.2.12.Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения
 
Региональным компонентом воспитания подрастающего поколения является «Единая Концепция духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики» (утв. главой Чеченской Республики Р.А.Кадыровым 05.10.2021г. № 177).
В Чеченской Республике ценностная шкала духовно-нравственного воспитания основана на трех постулатах – гражданственность (патриотизм), религиозные ценности и вайнахские адаты (обычаи и традиции народа).
Использование в воспитании детей ценностных ориентиров, сформированности религиозной и межнациональной терпимости, патриотизма и приоритета   общечеловеческих ценностей   преимущественно будет осуществляться в рамках следующих видов и форм деятельности:
формирование гражданского общества на основе духовно-нравственных ценностей, гуманизма и патриотизма через проведение бесед, классных часов;
воспитание подрастающего поколения на основе обычаев и традиций народов Чеченской Республики, примерах нравственных идеалов российской и мировой истории через проведение бесед,  классных часов,   тематических вечеров  с приглашением родителей, представителей духовенства;
популяризация традиционных духовных, нравственных и культурных ценностей  через урочную и внеурочную деятельность; 
знакомство  с историей и культурой родного края, народным творчеством, фольклором, особенностями быта  чеченской семьи через проведение бесед, классных часов,   тематических вечеров;
знакомство с героическими страницами истории Чеченской Республики, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина через проведение бесед, классных часов, творческих конкурсов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко – патриотического содержания.
 
2.2.13. Школьные и социальные  медиа
Медиа - это совместно создаваемые обучающимися и педагогами средства распространения текстовой, аудио и видео информации.
Цель медиа - развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации школьников. Воспитательный потенциал медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:
разновозрастный редакционный совет детей и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через газету, социальные сети) наиболее интересных моментов жизни МБОУ «СОШ №2 с. Катар-Юрт», популяризация ключевых дел, объединений, деятельности органов самоуправления;
медиацентр- созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки общих мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, акций и пр.;
интернет-группа - разновозрастное сообщество детей и педагогов, поддерживающее интернет-сайт МБОУ «СОШ №2 с. Катар-Юрт» и соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения деятельности Школыв информационном пространстве, привлечения внимания общественности к МБОУ «СОШ №2 с. Катар-Юрт», информационного продвижения ее ценностей и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой школьники, педагогами и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы.
 
2.2.14. Детские общественные объединения и волонтерство
Действующее на базе МБОУ «СОШ №2 с. Катар-Юртдетское общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" (ст. 5).
 Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через следующие виды и формы деятельности:
утверждение и последовательная реализация в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;
           организацию общественно полезных дел, дающих  детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей МБОУ «СОШ №2 с. Катар-Юрт, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других (посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям; совместная работа с учреждениями социальной сферы (проведение культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т.п.));
           организацию общественно полезных дел, дающих школьникам возможность получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям, своей организации, обществу в целом; развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;
           договор, заключаемый между ребенком и детским общественным объединением, традиционной формой которого является торжественное обещание (клятва) при вступлении в объединение;
           рекрутинговые мероприятия, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников (в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);
           поддержка и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в соцсетях, организации деятельности пресс-центра детского объединения, проведения традиционных огоньков – формы коллективного анализа проводимых детским объединением дел);
           участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом (через разовые акции или постоянную деятельность школьников);
           участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения     в целом. Это может быть как участием школьников в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью школьников. 0
2.2.15. Школьные спортивные клубы
Школьный спортивный клуб — добровольное общественное объединение учителей, обучающихся и их родителей, способствующая развитию физической культуры, спорта и туризма в школе.
 Клуб создаётся с целью организации и проведения спортивно-массовой работы в образовательном учреждении и призван способствовать укреплению здоровья детей и подростков, повышению их работоспособности, готовности к защите Родины, формированию у них высоких нравственных качеств, с целью профилактики таких асоциальных проявлений в детской и подростковой среде, как наркомания, курение, алкоголизм. 
 Основными направлениями  являются:
обеспечение систематического посещения обучающихся 1-11 классов школы;
организация и проведение массовых физкультурно–оздоровительных и спортивных мероприятий, дней здоровья в школе;
проведение внутришкольных соревнований, товарищеских спортивных встреч между классами, спортивными командами и другими школами согласно календарю спортивно-массовых мероприятий на учебный год;
награждение грамотами, дипломами лучших спортсменов, команд – победителей в школьных соревнованиях по видам спорта;
поощрение лучших спортсменов и активистов клуба;
проведение широкой пропаганды физической культуры и спорта в школе; 
расширение и укрепление материально-технической базы школы (оборудование школьных спортивных сооружений и уход за ними, ремонт спортивного инвентаря); 
формирование сборных команд образовательного учреждения для участия в соревнованиях более высокого ранга (районные и областные соревнования).
информационное обеспечение спортивной жизни школы через сменные информационные стенды, СМИ;
укрепление и сохранение здоровья обучающихся при помощи регулярных занятий в спортивных кружках и секциях, участие в оздоровительных мероприятиях, спортивных конкурсах и проектах;
организация здорового досуга обучающихся;
организация постоянно действующих спортивных секций и групп общей физической подготовки для учащихся.
 
РАЗДЕЛ3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Реализацию рабочей программы воспитания обеспечивают следующие педагогические работники образовательной организации:
 

Должность

Кол-во

Функциональные обязанности

Директор

1

Осуществляет контроль развития системы организации воспитания обучающихся.

Заместитель

директора по УР

2

Осуществляет контроль реализации воспитательного потенциала урочной и внеурочной деятельности, организует работу с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися и их родителями (законными представителями), учителями-предметниками. Организует методическое сопровождение и контроль учителей-предметников по организации индивидуальной работы с неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися, одаренными учащимися, учащимися с ОВЗ, из семей «группы риска».

Заместитель

директора по ВР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует воспитательную работу в образовательной организации: анализ, принятие управленческих решений по результатам анализа, планирование, реализация плана, контроль реализации плана.

Руководит социально-психологической службой, является куратором Школьной службой медиации.

Контролирует организацию питания в образовательной организации.

Курирует деятельность Школьного парламента, волонтёрского объединения, Родительского и Управляющего советов.

Курирует деятельность объединений дополнительного образования, Школьного спортивного клуба.

Курирует деятельность педагогов-организаторов, педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, классных руководителей.

Обеспечивает работу «Навигатора дополнительного образования» в части школьных программ.

Педагог-психолог

2

Организует психологическое сопровождение воспитательного процесса: проводит коррекционные занятия с учащимися, состоящими на различных видах учёта; консультации родителей (законных представителей) по корректировке детско-родительских отношений, обучающихся по вопросам личностного развития.

Проводит занятия с обучающимися, направленные на профилактику конфликтов, буллинга, профориентацию др.

Педагог-организатор

1

Организует проведение школьных мероприятий, обеспечивает участие обучающихся в муниципальных, региональных и федеральных мероприятиях.

Обеспечивает проведение школьных мероприятий и организацию участия в мероприятиях внешкольного уровня по линии РДШ.

Педагог-дополнительного образования

3

Разрабатывает и обеспечивает реализацию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Классный

руководитель

31

Организует воспитательную работу с обучающимися и родителями на уровне классного коллектива.

Учитель-предметник

 

Реализует воспитательный потенциал урока.

 
  Воспитательная деятельность в Школе регламентируется следующими локальными актами:
                       Положение о классном руководстве.
                       Положение о социально-психологической службе.
                       Положение о совете профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
                       Положение оРодительском совете.
                       Положение о Школьном парламенте.
                       Положение об использовании государственных символов.
                       Положение о ВСОКО.
                       Положение о мерах социальной поддержки обучающихся.
                       Положение о поощрениях и взысканиях.
                       Положение о комиссии по урегулированию споров.
                       Положение о физкультурно-спортивном клубе.
                       Положение о внешнем виде учащихся.
                       Положение о постановке детей и семей на ВШУ.
                       Положение о Школьной службе медиации.
                       Образовательная программа дополнительного образования.
                       Календарные планы воспитательной работы по уровням образования.
                       Планы воспитательной работы классных руководителей.
                       План работы социально-психологической службы.

Категория

Условия

Обучающиеся с инвалидностью, ОВЗ

Разработаны адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с ОВЗ.

Педагогом-психологомпроводятся регулярные индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия.

Обучение, при необходимости, осуществляется индивидуально на дому.

Имеются специальные учебники и учебные пособия (ФГОС ОВЗ для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы).

 

Обучающиеся с отклоняющимся поведением

Социально-психологическое сопровождение.

Организация педагогической поддержки.

Консультации родителей (законных представителей) педагога-психолога, социального педагога.

Коррекционно-развивающие групповые и индивидуальные занятия.

Помощь в решении семейных и бытовых проблем.

Одаренные дети

Консультации педагога-психолога.

Психолого-педагогическое сопровождение.

 
Особымизадачамивоспитанияобучающихсясособымиобразовательнымипотребностями являются:
-                       налаживаниеэмоционально-положительноговзаимодействиясокружающимидляихуспешнойсоциальнойадаптациииинтеграциивШколе;
-                       формирование доброжелательного отношения к обучающимся и ихсемьямсо сторонывсехучастниковобразовательных отношений;
-                       построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальныхособенностейи возможностейкаждогообучающегося;
-                       обеспечениепсихолого-педагогическойподдержкисемейобучающихся,содействиеповышениюуровняихпедагогической,психологической,медико-социальной компетентности.
Приорганизациивоспитанияобучающихсясособымиобразовательнымипотребностямипедагогический коллектив ориентируетсяна:
                   формированиеличностиребёнкасособымиобразовательнымипотребностямисиспользованиемадекватныхвозрастуифизическомуи(или)психическомусостояниюметодоввоспитания;
               создание оптимальных условий совместного воспитания и обученияобучающихсясособымиобразовательнымипотребностямииихсверстников,сиспользованиемадекватныхвспомогательныхсредствипедагогическихприёмов,организациейсовместныхформработыклассных руководителей,педагогов-психологов, социальных педагогов,учителей-логопедов,учителей-дефектологов, педагогов дополнительного образования;
                   личностно-ориентированныйподходворганизациивсехвидовдеятельности обучающихсясособымиобразовательнымипотребностями.
      Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции школьников МБОУ «СОШ № 2 с. Катар- Юрт» решает следующие воспитательные задачи:
• формирование у школьников активной жизненной позиции;
• вовлечение школьников в совместную деятельность и активное участие в ней.
       Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах:
      -публичности, открытости поощрений - информирование всех обучающихся о награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа обучающихся;
      -соответствия артефактов и процедур награждения укладу Школы, качеству воспитывающей среды, символике Школы;
      - прозрачности правил поощрения - соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур;
      - регулирование частоты награждений – награждения по результатам конкурсов проводятся один раз в год по уровням образования;
      - сочетания индивидуального и коллективного поощрения - использование индивидуальных и коллективных наград даёт возможность стимулировать индивидуальную и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими и не получившими награды;
      - привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учётом наличия ученического самоуправления), сторонних организаций, их статусных представителей.
       Формы поощрений социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся МБОУ «СОШ № 2 с. Катар- Юрт»:
• объявление благодарности;
• награждение грамотой;
• вручение сертификатов и дипломов;
 
      Информирование родителей (законных представителей) о поощрении ребенка Школа осуществляет посредством направления благодарственного письма.
 
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми ориентирами ожидаемых результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования, установленных соответствующими ФГОС.
Основным методом анализа воспитательного процесса в школе является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения, с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
  -взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
    - приоритет анализа сущностных сторон воспитания. Ориентирует на изучение, прежде всего, не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада школы, качество воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогами, обучающимися и родителями (законными представителями); 
  - развивающий характер осуществляемого анализа. Ориентирует на использование результатов анализа для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнерами);
- распределённая ответственность за результаты личностного развития обучающихся. Ориентирует на понимание того, что личностное развитие обучающихся — это результат как организованного социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и их стихийной социализации и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора по воспитательной работе с последующим на педагогическом совете. Основным способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на вопросах:
-                       какие проблемы, затруднения в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год?
-                       какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему?
-                       какие новые проблемы, трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу?
2. Состояние организуемой совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся, актива совета обучающихся. Способами получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими работниками, представителями совета обучающихся. Результаты обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей или педагогическом совете. Внимание сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством:
-                       проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
-                       деятельности классных руководителей и их классов;
-                       реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;
-                       организуемой внеурочной деятельности обучающихся;
-                       внешкольных мероприятий;
-                       создания и поддержки предметно-пространственной среды;
-                       взаимодействия с родительским сообществом;
-                       деятельности ученического самоуправления;
-                       деятельности по профилактике и безопасности;
-                       реализации потенциала социального партнерства;
-                       деятельности по профориентации обучающихся;
-                       действующих в школе детских общественных объединений;
-                       работы школьных медиа;
-                       добровольческой деятельности обучающихся;
-                       работы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, которая реализуется через проведение профилактических бесед на нравственную тематику, встречи с представителями духовенства, мероприятия;
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчета, составляемого заместителем директора по воспитательной работе в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом или иным коллегиальным органом управления в школе.
Результатом самоанализа воспитательной работы МБОУ «СОШ №» с. Катар-Юрт» будет ряд выявленных проблем, которые не удалось решить педагогическому коллективу школы в 2021/22 учебном году. Эти проблемы следует учесть при планировании воспитательной работы на 2022/23 учебный год